ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРОФКОМОВ
о финансировании предупредительных мер
по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за счёт средств социального страхования
Финансирование предупредительных мер по охране труда регламентируется «Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 №580н в редакции от 20.02.2014г. №103н(далее — Правила), «Положением об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2015 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011г. №294 (далее – Положение), «Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденным приказом Минтруда России от 02.09.2014г. №598н (далее – Административный регламент). Порядок предоставления страхователями документов на финансирование предупредительных мер по охране труда разъяснен в Методических рекомендациях Регионального отделения, размещенных на сайте Регионального отделения: http://www.fss.nnov.ru.
В соответствии с п.3 Правил финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
а) проведение специальной оценки условий труда;
б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
в) обучение по охране труда отдельных категорий работников;
г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), смывающих и (или) обезвреживающих средств;
д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, имеющих право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;
з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий финансовый год, за вычетом расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оплату дополнительного отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, произведенных территориальными органами Фонда в пользу работников страхователя в предшествующем финансовом году. Если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, может рассчитываться в аналогичном порядке исходя из данных трех лет, предшествующих текущему финансовому году.
В соответствии с пп.6 п.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховщик имеет право давать рекомендации по предупреждению наступления страховых случаев. В целях предупреждения производственного травматизма, снижения профессионального риска и улучшения условий и охраны труда в организациях Нижегородской области необходимо не только Фонду, но и соответствующим органам исполнительной власти и местного самоуправления проводить среди подведомственных и курируемых организаций активную разъяснительную работу, направленную на повышение вовлеченности страхователей в программу по финансовому обеспечению предупредительных мер, обеспечить участие работодателей в программе не реже, чем один раз в три года.
Со своей стороны Региональное отделение готово оказать необходимую методическую поддержку по вопросам снижения профессионального риска и финансового обеспечения предупредительных мер.
Данная полезная информация может быть использована работодателями совместно с председателями выборного органа первичной профсоюзной организации в целях экономии и возврата денежных средств предприятия:
а) для финансирования ряда мероприятий охраны и улучшения условий труда;
б) работы совместной с профсоюзным комитетом комиссии по охране труда;
в) при подготовке мероприятий коллективного договора, а также в целом ряде других случаев, когда можно использовать уже израсходованные ранее средства обязательных платежей на нужды предприятия.
Председатель Нижегородской областной организации
Профсоюза строителей России А.Н. Киселев