Профсоюз работников строительства и промышленности
строительных материалов Российской Федерации
(Профсоюз строителей России)
Информационный бюллетень по правовой и финансовой работе в профсоюзной организации
(Выпуск № 2)
Москва, 2015
Уважаемые читатели!
Профсоюз строителей России продолжает публикацию информационного бюллетеня, посвященного вопросам правовой и финансовой работе в профсоюзных организациях. Сборник предназначен для финансовых работников, юрисконсультов, штатных и внештатных правовых инспекторов труда профсоюза.
Второй выпуск содержит информационные материалы по таким актуальным проблемам, как отзыв лицензии у банка и действиях организации в этой ситуации, оформление командировки и рекомендации первичным профсоюзным организациям по действиям в условиях нестабильной экономической ситуации. В сборник вошли информационные материалы наших коллег юристов и финансовых работников, судебная практика и правовые консультации.
Периодичность издания – один раз в три месяца.
Отзывы и пожелания просим сообщать и присылать по адресу: 119119, г. Москва, Ленинский пр-т, 42, Профсоюз строителей России, тел 938-82-36, 938-81-38, факс 930-98-95, e-mail:strop5@mail.ru.
-----------------------------------------------------------------------------
Обзор изменений трудового законодательства
в 2014-2015 гг.
В последнее время законодатель достаточно активно совершенствует трудовое законодательство. Вносится огромное количество поправок не только в Трудовой кодекс РФ, но и в иные нормативные акты, связанные со сферой трудовых отношений, в частности, с 1 января 2015 г. значительно усиливается ответственность за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим основные изменения, которые должен знать как работодатель, так и работник.
Изменения в оценке условий труда
С 1 января 2014 г. вместо ранее проводимой аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, направленная на обеспечение безопасности работников в процессе их труда. При этом обязанности по ее организации и финансированию полностью возлагаются на работодателя. Если нет оснований для проведения внеплановой оценки, то специальная оценка условий труда проводится не реже, чем один раз в пять лет. Суть этой процедуры заключается в том, что сначала осуществляется идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а затем проводится оценка уровня их воздействия на работника. В результате чего каждому рабочему месту присваивается один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Если рабочее место признается небезопасным, работнику устанавливаются гарантии и компенсации, в т.ч. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Если же работодатель будет уклоняться от проведения такой оценки или нарушать порядок ее проведения, то с 1 января 2015 г. он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ с возложением на него штрафа в размере до 80 000 рублей.
Изменения в обязательных условиях трудового договора
С 1 января 2014 г. изменениями в ст. 57 Трудового кодекса РФ для всех работодателей введена новая обязанность — указывать в трудовом договоре с каждым работником условия труда на рабочем месте, а для работников, работающих во вредных условиях труда, еще и прописывать гарантии и компенсации, полагающиеся за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Мобильность трудовых ресурсов
С 1 января 2015 года у работодателя есть возможность получить сертификат на привлечение трудовых ресурсов, который подтверждает участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов и дает ему право на получение финансовой поддержки. Порядок получения такого сертификата определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. В рамках данной программы с работником заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор не менее чем на три года, в котором указываются меры поддержки, порядок и условия их предоставления.
Заемный труд запрещается
В мае 2014 г. в Трудовой кодекс РФ введена новая статья 56.1. о запрете заемного труда. Данная норма вступает в силу с 1 января 2016 г. Под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем данного работника.
Предусмотрена также и новая глава в Трудовом кодексе РФ — гл. 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Работодатель может направлять своих работников к физическому лицу для личного обслуживания, ведения домашнего хозяйства, а к юридическим лицам — для временного исполнения обязанностей отсутствующих сотрудников, за которыми сохраняется место работы, для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг. Кто же может быть таким работодателем? Во-первых, частные агентства занятости (юридические лица, зарегистрированные на территории России и прошедшие аккредитацию), во-вторых, юридические лица, если работники с их согласия направляются временно к определенным юридическим лицам (аффилированным по отношению к направляющей стороне; являющимся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями акционерного общества; являющимся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной).
Изменение МРОТ с 1 января 2015 года
С 1 января 2015 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличивается с 5 554 рублей до 5 965 рублей в месяц (Федеральный закон от 01.12.2014 г. N 408-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования.
Усиление ответственности за нарушение трудового законодательства
Одной из мер по улучшению условий труда работников и снижению уровня производственного травматизма стало усиление ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. Значительные изменения произошли в сфере административной ответственности. Так, в 2014 г. в КоАП РФ была предусмотрена одна общая статья — ст. 5.27., которая устанавливала меры административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда. С 2015 г. в КоАП РФ внесены изменения в ст. 5.27., конкретизирующие ответственность за разные виды правонарушений, и введена новая статья — 5.27.1., которая устанавливает меры ответственности за отдельные нарушения в сфере охраны труда. Например, максимальный размер штрафов в прежней редакции ст. 5.27. КоАП РФ составлял для должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей, а в новой редакции ст. 5.27. КоАП РФ максимальный размер штрафа возрос в несколько раз: для должностных лиц размер штрафа составляет от 10 000 до 20 000 рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
Что касается охраны труда, то появилась совершенно новая статья — 5.27.1. КоАП РФ, которой дифференцируются размеры штрафов за административные правонарушения:
— за нарушение государственных нормативных требований охраны труда — штраф для должностных лиц от 2000 до 5000 рублей, для юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей;
— за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (ее непроведение) штраф для должностных лиц от 5000 до 10 000 рублей, для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей;
— за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — штраф для должностных лиц от 15 000 до 25 000 рублей, для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей;
— за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты штраф для должностных лиц от 20 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 130 000 до 150 000 рублей;
— за повторное совершение аналогичных административных правонарушений штраф для должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей, а для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
Внося изменения в ст. 4.5. КоАП РФ, законодатель увеличил срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с 2 месяцев до 1 года. Такой продолжительный срок давности позволит привлечь к административной ответственности в несколько раз больше работодателей, нарушающих законодательство о труде.
Стоит отметить, что с 1 января 2014 г. в Уголовном кодексе РФ претерпела изменения и ст. 143 «Нарушение требований охраны труда», в результате чего уголовная ответственность стала дифференцированной в зависимости от того, погиб один человек или больше. Если нарушение требований охраны труда повлекло причинение тяжкого вреда здоровью работника, то предусмотрено наказание в виде штрафа в удвоенном размере — до 400 000 рублей, а если привело к смерти одного или нескольких лиц, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 5 лет.
Таким образом, как административная, так и уголовная ответственность работодателя значительно усилились. И если ранее работодателю было проще заплатить штраф, чем выполнять все необходимые законом предписания, то в новых условиях работодателю стоит соблюдать трудовое законодательство — это сбережет его «кошелек» и обеспечит работников нормальными условиями труда.
----------------------------------------------------------------------------
ЧТО ДЕЛАТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕСЛИ У ЕЕ БАНКА ОТОЗВАЛИ ЛИЦЕНЗИЮ
Осуществлять банковские операции кредитная организация вправе только на основании лицензии, выданной Банком России (абз. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", далее - Закон N 395-1). В связи с неблагоприятной экономической обстановкой в стране многие банки лишаются своих лицензий. Если компания опасается, что подобное может произойти и с банком, в котором у нее открыт счет, целесообразно заблаговременно перевести свои денежные средства в другую кредитную организацию (см. схему 1 ниже).
Как поступить, если компания опасается,
что у обслуживающего банка отзовут лицензию
┌───────────────────┐ ┌──────────┐ ┌──────────────────┐ ┌──────────────┐
│Компания опасается, │ Открыть │ Перевести денежные │ Закрыть счет
│что у банка отзовут ├─> счет ├─> средства на счет ├─>в "проблемном" │
│ лицензию │ │ в другом │ │ в другом банке │ │ банке │
│ │ │ банке │ │ │ │ │
└───────────────────┘ └─────┬────┘ └──────────────────┘ └──────────────┘
┌------───────────┴───────────-───┐
\│/ \│/
┌──────────┴──────────┐┌─────────────────┴────────────────┐
│ Уведомить контрагента│ │ Уведомить ИФНС о новом счете │
│ о новом счете │ │(если счет открыт за пределами РФ)│
└─────────────────────┘└──────────────────────────────────┘
Схема 1
Но отзыв лицензии у обслуживающего банка может быть неожиданностью для организации. Что предпринять в этом случае, чтобы без проблем рассчитаться с контрагентами и бюджетом? Как снизить налоговые риски?
Своевременное уведомление контрагента об отзыве лицензии
у банка сохранит деловую репутацию и снизит штрафы
После отзыва лицензии у банка прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам платежей на счета клиентов кредитной организации (п. 5 ч. 9 ст. 20 Закона N 395-1). Значит, со счета в таком банке компания не сможет расплатиться с кредиторами. Если у компании отсутствует счет в другом банке или свободные денежные средства, у нее возникнет задолженность перед партнером (см. схему 2 ниже). На практике стороны иногда договариваются погасить задолженность зачетом встречных требований (ст. 410 ГК РФ) или передачей имущества (ст. 409 ГК РФ). Также долг компании может погасить третье лицо (ст. 313 ГК РФ).
Порядок взаимодействия с контрагентом, если у банка
компании отозвана лицензия
┌───┐ ┌───────────────────────────────────────┐ ┌───┐
│ Да ├──────┤Есть ли у компании счет в другом банке? ├──┤Нет │
└─┬─┘ └───────────────────────────────────────┘ └─┬─┘
\│/ \│/
┌───────┴───────────────────┐ ┌────────────────────┴──----─────┐
│ Достаточно ли на другом │ │Есть ли у компании свободные │
│счете средств для погашения │<───────┐│ денежные средства? │
│ задолженности? │ └──────----─┬───────────┬────────┘
└─────┬──────────┬──────────┘┌───────┴───┐ │ │
│ \│/ │ Компания ┌─┴─┐ ┌─┴─┐
┌─┴─┐ ┌─┴─┐ │открывает счет │<─-─┤ Да │ │Нет│
│ Да │ │Нет │ │в другом банке │ └───┘ └─┬─┘
└─┬─┘ └───┘ └─────────---─┘ \│/
│ ┌────────────────────┐ ┌──────────────-------------─┴───┐
\│/ │ Согласен ли │ │ Компания уведомляет контрагента │
┌──┴───────┐ │ контрагент │ │ об отсутствии денежных средств │
│ Компания │ │ на погашение │<┤ для погашения задолженности │
│ погашает │ │ задолженности │ │ и предлагает альтернативные │
│задолженность │ │неденежным способом? │ │ варианты оплаты │
└─────┬────┘ └────┬──────────┬────┘ └──────────────-──────────┘
/│\ │ │
│ ┌─┴─┐ ┌─┴─┐ ┌───────────────────────────────┐
└─────────────┤ Да│ │Нет ├──-──>│ У компании числится │
└───┘ └───┘ │ непогашенная задолженность, │
│на которую начисляются проценты │
└───────────────────────────────┘
Схема 2
Но если выполнить обязательства по оплате не удастся, компании придется уплатить штраф, предусмотренный договором. Правда, в рассматриваемой ситуации компания неумышленно задержала оплату - причиной задержки послужил отзыв у банка лицензии. Поэтому вполне вероятно, что контрагент согласится снизить размер санкций за несвоевременную оплату или вовсе отменит штраф. Но уведомление контрагента о причине такой задержки позволит сохранить деловую репутацию компании.
Кроме того, отзыв лицензии у обслуживающего банка может привести к возникновению задолженности перед персоналом по оплате труда. Если, кроме как на счету, в проблемном банке у компании нет свободных денег и она не сможет выплатить сотрудникам причитающиеся суммы, ей придется уплатить компенсацию за задержку зарплаты (ст. 236 ТК РФ).
Ответственность за неуплату налога зависит от того,
когда компания отправила платежку в проблемный банк
Если кредитором компании выступает государство, то избежать штрафа за несвоевременное погашение задолженности труднее. Ведь налоговую задолженность компании не может погасить третье лицо. И неденежным способом уплатить налог тоже не удастся.
Банк России отозвал у обслуживающего банка лицензию
до того, как компания передала в банк платежное поручение
на перечисление налога
В этом случае, если у компании есть счет в другом банке, на котором достаточно средств на уплату налогов, она сможет своевременно выполнить свои налоговые обязательства. Если же счета нет или средств недостаточно, у компании возникнет недоимка по уплате налога, на которую будут начислены пени за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ). Кроме того, компании грозит штраф по ст. 122 НК РФ в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Банк России отозвал у обслуживающего банка лицензию
после того, как компания передала в банк платежное
поручение на перечисление налога
Обязанность компании по уплате налога считается исполненной с того момента, когда она предъявила в банк платежку на перечисление налога (пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). При этом главное, чтобы на счете налогоплательщика в банке было достаточно средств для уплаты налога.
ФНС России в Письме от 22.05.2014 N СА-4-7/9954 отметила, что Налоговый кодекс не связывает факт признания обязанности по уплате налогов и взносов исполненной с фактическим перечислением банком денежных средств в бюджет. То есть тот факт, что банк не смог списать деньги со своего корсчета для их перечисления в бюджет, не указывает на недобросовестность компании. Раз со счета организации деньги списаны, значит, и ответственность за неуплату налога неправомерна.
Но налоговики на местах иногда с такими выводами не соглашаются. Инспекторы настаивают, что компания могла знать о некредитоспособности банка и должна была заблаговременно открыть счет в другой кредитной организации. Некоторые суды поддерживают проверяющих в этом вопросе (например, Постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 N А40-53497/11-140-239). Но большинству компаний удается оспорить штраф в суде (Постановления ФАС Московского от 20.03.2013 N А40-76467/12-116-163, от 20.09.2012 N А40-127619/11-140-514 и от 11.05.2011 N КА-А40/2839-11, Уральского от 13.12.2010 N Ф09-10212/10-С3, Центрального от 09.03.2010 N А23-4559/08А-13-6 и от 23.01.2012 N А54-1303/2011 округов).
Примечание. Не все суды считают обязанность по уплате налога исполненной, если банк не списал деньги с корсчета после получения платежки.
Вернуть деньги у "провинившегося" банка удастся не всегда
После отзыва у банка лицензии на совершение операций Банк России не позднее одного рабочего дня назначает временную администрацию. С этого момента начинается срок исполнения обязательств банка перед кредиторами (п. 1 ч. 9 ст. 20 Закона N 395-1).
Временная администрация назначается на срок не более шести месяцев (п. 1 ст. 189.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее - Закон о банкротстве). Арбитражный суд принимает решение о начале принудительной ликвидации банка, если стоимость имущества ликвидируемого банка достаточна для погашения всех обязательств перед кредиторами (абз. 4 ст. 23.1 Закона N 395-1). Если же имущества банка недостаточно для удовлетворения требований кредиторов банка, то открывается процедура банкротства (абз. 2 ст. 23.1 Закона N 395-1). Кстати, информацию о возможности предъявления требований кредиторов временная администрация банка, у которого отозвана лицензия, публикует в "Вестнике Банка России" и размещает на сайте www.cbr.ru.
Если у компании остались деньги на расчетном счете лишенного лицензии банка, она может предъявить свои требования временной администрации банка или его конкурсному управляющему (ст. 189.32 Закона о банкротстве). Для этого нужно составить требование о включении компании в состав кредиторов (образец требования приведен на с. 92). В требовании компания указывает точную сумму долга, а также прикладывает подлинники или заверенные копии следующих подтверждающих документов:
- выписки из ЕГРЮЛ на текущую дату;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и ОГРН;
- договора банковского счета;
- выписки по счету кредитора с указанием остатка средств на дату отзыва лицензии или на дату последнего получения.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────-───┐
│ Представителю Агентства │
│ ООО "БАНК" │
│ │
│ ТРЕБОВАНИЕ │
│ (кредитора - юридического лица) │
│ │
│I. Сведения о кредиторе │
│ │
│Кредитор: ООО "Компания" в лице генерального директора Иванова Ивана │
│Ивановича │
│ИНН/КПП: 7701234567/7701001 │
│Юридический адрес: 123456, Московская область, г. Чехов, ул. Ленина, │
│д. 1, корп. 1 │
│Почтовый адрес для переписки: 123456, Московская область, г. Чехов, ул. │
│Ленина, д. 1, корп. 1 │
│Адрес электронной почты: company@company.ru │
│Контактный телефон: 8-495-123-45-67 (юрисконсульт С.С. Сидоров) │
│ │
│II. Основания возникновения требований │
│ │
│1. Договор банковского счета: │
│ │
│┌────┬───────────────────────────────┬──────────────────┬───────────────┐│
││ N │ Номер договора банковского │ Дата заключения │ Сумма остатка ││
││ п/п │ счета │ договора │ по счету ││
││ │ │ банковского счета │ ││
│├────┼───────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────┤│
││ 1 │ Договор банковского счета │ 01.01.2012 │725 000,00 руб. ││
││ │ N 137 │ │ ││
│└────┴───────────────────────────────┴──────────────────┴───────────────┘│
│ │
│2. Другие основания возникновения требований: │
│вексель N 1 от 01.01.2013 на сумму 1 000 000,00 руб. │
│ │
│3. Общая сумма обязательств банка перед кредитором (по расчетам │
│кредитора) - 1 725 000,00 руб. │
│ │
│Прошу рассмотреть мои требования, внести их в третью очередь реестра │
│требований кредиторов и удовлетворить в соответствии с Федеральным │
│законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". │
│ │
│Расчеты в ходе конкурсного производства прошу осуществить путем │
│перечисления на счет по следующим реквизитам: │
│Сберегательный банк Российской Федерации │
│БИК банка: 044525225 │
│ИНН банка: 7707083893 │
│Получатель: ООО "Компания" │
│Лицевой счет получателя: 4070 2810 0000 0000 0001 │
│ │
│Приложения: │
│1) копия устава ООО "Компания" на 20 л.; │
│2) оригинал выписки из ЕГРЮЛ на 20.03.2015 на 3 л.; │
│3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на 1 л.; │
│4) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица на │
│1 л.; │
│5) выписка из протокола общего собрания участников ООО "Компания" о │
│назначении генерального директора Иванова И.И. на 1 л.; │
│6) оригинал договора банковского счета N 137 от 01.01.2012 на 3 л.; │
│7) оригинал векселя N 1 от 01.01.2013 на сумму 1 000 000 руб. на 1 л. │
│ │
│ Иванов М.П. │
│ --------- Иванов И.И. Печать 23 марта 2015 г. │
│ Подпись (Ф.И.О.) ООО "Компания" │
└────────────────────────────────────────────────────────────-───────────┘
Полученное требование кредитора временная администрация или конкурсный управляющий рассматривают в течение 30 рабочих дней. После чего вносят компанию в реестр требований кредиторов. В тот же срок компанию уведомляют о включении ее требования в реестр требований кредиторов, об отказе во включении в указанный реестр либо о включении в этот реестр требования в неполном объеме (п. 15 ст. 189.32 Закона о банкротстве). Требование компании будет удовлетворено в третью очередь (п. 1 ст. 189.2 Закона о банкротстве), затем удовлетворяются требования физлиц по договорам банковского вклада (подробнее читайте ниже) и требования Банка России и Агентства по страхованию вкладов, а также требования кредиторов по выплате выходных пособий и оплате труда по трудовому договору
Примечание. "Зависшие" деньги на счете у "провинившегося" банка удастся получить только в третью очередь.
Это интересно. Физлицам стало безопаснее хранить деньги в банках
В случае отзыва лицензии у банка физические лица вправе возместить денежные средства, размещенные во вкладах, в следующих размерах:
- в полной сумме вклада, не превышающего 1 400 000 руб., если лицензия отозвана после 29 декабря 2014 г. (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" в действующей редакции);
- в полной сумме вклада, не превышающего 700 000 руб., если лицензия отозвана до 29 декабря 2014 г. (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" в прежней редакции).
Если открыто несколько вкладов в разных банках, он вправе получить возмещение в полной сумме каждого вклада, не превышающего 1 400 000 руб. Например, открыты два вклада в разных банках на сумму 1 млн руб. каждый и вклад в третьем банке на сумму 1,5 млн руб. В случае отзыва лицензии у этих банков гражданин гарантированно получит возмещение в размере 3,4 млн руб. Оставшиеся 100 000 руб. будут включены в реестр требования кредиторов банка.
Получается, есть риск, что оставшиеся денежные средства на корсчете банка, у которого отозвана лицензия, компания вернуть не сможет. Тогда после ликвидации банка компания сможет их списать во внереализационные расходы как безнадежный долг (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ и Письмо Минфина России от 19.09.2012 N 03-03-06/1/487).
Р.Семин Эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
-------------------------------------------------------------
ОФОРМЛЕНИЕ КОМАНДИРОВКИ
С 8 января 2015 г. кардинальным образом изменился порядок оформления командировки. С одной стороны, отныне с этой целью потребуется меньше документации. Тем самым, кстати говоря, упростится и порядок признания командировочных затрат в налоговых целях. С другой - простота, как говорится, иногда бывает хуже...
Практически год назад Правительство РФ Распоряжением от 10 февраля 2014 г. N 162-р утвердило План мероприятий (или, как его еще называют, "дорожную карту") под названием "Совершенствование налогового администрирования". В разд. IV этого Плана "Совершенствование документооборота, в том числе электронного, между организациями" был довольно интересный пункт (п. 10). В нем ставилась задача сократить количество документов, которые требуются для подтверждения командировочных и представительских расходов, и упростить требования к оформлению первичных документов. Более того, здесь прямо указывалось на отмену командировочных удостоверений для коммерческих организаций. Исполнителями назначены Минфин, Минтруд и ФНС. При этом поставленную задачу они должны были решить еще в апреле 2014 г. Однако, видимо, у чиновников что-то не заладилось. И только летом 2014 г. свет увидел проект соответствующего постановления. А окончательный его вариант Правительство РФ утвердило Постановлением от 29 декабря 2014 г. N 1595. При этом "под сокращение" попало отнюдь не только командировочное удостоверение. Однако обо всем по порядку.
Под сокращение...
Начнем с того, что согласно ст. 166 Трудового кодекса служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством. Таковые закреплены Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 (далее - Положение о командировках). В целях упрощения командировочного документооборота, в том числе и в это Постановление, потребовалось внести соответствующие корректировки.
Итак, согласно новым правилам под "сокращение" попали:
- служебное задание;
- командировочное удостоверение;
- отчет о выполненной работе в командировке.
В пояснительной записке к проекту постановления его разработчики отмечали, что в международной практике (напр., в государствах, входящих в зону Евросоюза) применение формы командировочного удостоверения, аналогичной форме N Т-10 "Командировочное удостоверение", как при командировках внутри территории Евросоюза, так и при командировках в другие государства, не входящие в зону ЕС, не предусмотрено. И как-то ведь там обходятся без этого. А что касается отмены служебного задания, то тут вообще все просто: по факту его содержание дублирует содержание приказа (распоряжения) о направлении работников в служебную командировку, и его оформление (заполнение) требует дополнительных трудозатрат, которые никому не нужны.
Альтернативное решение
Надо сказать, что до сих пор командировочное удостоверение было необходимо для подтверждения фактического срока пребывания сотрудника в командировке. Такой срок определялся по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него. Таковые должны были быть заверены подписью полномочного должностного лица и печатью.
На практике нередко возникали ситуации, когда принимающая сторона забывала отметиться в командировочном удостоверении. Еще более нерешаемым становилось выполнение этого требования в том случае, если сотрудник командировался с целью проведения встреч с ИП или вообще обычными физлицами.
В свое время Минфин России в Письме от 16 августа 2011 г. N 03-03-06/3/7 признал, что в случае, если работник направляется в командировку для проведения переговоров с физическими лицами, в командировочном удостоверении по объективным причинам не могут быть проставлены отметки о прибытии в место проведения командировки и выбытии из него. В данной ситуации, по мнению чиновников, следует руководствоваться положениями п. 1 ст. 252 Налогового кодекса, согласно которым затраты могут быть обоснованы документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Таким образом, в случае невозможности проставить в командировочном удостоверении отметки о прибытии в место командирования и выбытии из него факт нахождения в месте командировки в установленное время может быть подтвержден иными документами, в частности:
- приказом (распоряжением) о направлении работника в командировку;
- служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении;
- проездными документами, из которых следуют даты прибытия и выбытия из места назначения;
- счетом гостиницы, подтверждающим период проживания в месте командирования.
Согласился с таким подходом и Минтруд России в Письме от 14 февраля 2013 г. N 14-2-291, отметив, что указанный порядок документального оформления командировочного удостоверения следует закрепить внутренним локальным документом организации.
Плюс ко всему, к примеру, не так давно и Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 9 октября 2014 г. N А64-234/2014 счел подтвержденным фактический срок нахождения в командировке и при отсутствии соответствующих отметок в командировочном удостоверении. По мнению судей, данный факт подтверждается приказами, авансовыми отчетами, проездными билетами, документами о проживании в гостинице и др.
Таким образом, как видим, командировочное удостоверение действительно является лишним звеном в процессе оформления командировки. Без отдельно составленного служебного задания также можно обойтись, расписав его в приказе о направлении сотрудника в командировку. Что же касается отчета о выполненной работе в командировке, то он по новым правилам, с одной стороны, не требуется. С другой - эта информация вполне может пригодиться руководству для принятия каких-либо управленческих и т.п. решений. Так что с этой целью отказываться от отчета, может, и не стоит.
Как бы там ни было, в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1595 и, соответственно, с упрощением порядка документального оформления служебных поездок необходимо обновить "внутреннее" положение о командировках. Представляется, что работать по старым правилам теперь будет весьма и весьма затруднительно - ведь отныне принимающая сторона будет вовсе не обязана проставлять какие-либо печати вашему командированном сотруднику. Так к чему же тогда множить проблемы, когда значительно проще от использования командировочного удостоверения отказаться вовсе. Тем более что отныне четко установлено, каким образом следует подтверждать срок нахождения работника в командировке.
Оформление командировки
Итак, теперь оформление служебных поездок будет состоять из следующих этапов:
Этап первый.
Издание приказа (решения, распоряжения) руководителя о направлении сотрудника в командировку.
Теперь, поскольку более не составляется служебное задание, непосредственно в приказе необходимо по максимуму развернуто "озвучить" служебное поручение (цель поездки). Также в приказе должен быть определен срок командировки. Это в соответствии с п. 10 Положения о командировках необходимо для того, чтобы правильно рассчитать направленному в служебную поездку аванс на оплату проезда, проживания и суточных.
Этап второй.
Выплата командированному сотруднику аванса. Напомним, что порядок выдачи работникам денежных средств установлен Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства". Так, согласно п. 6.3 Указаний для выдачи наличных денег расходный кассовый ордер оформляется согласно письменному заявлению работника. Соответственно, по этим расходам работнику нужно будет отчитаться.
Между тем необходимо учитывать, что расходование суточных не требует документального подтверждения (см., напр., Письмо Минфина России от 11 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/741). То есть чеки, квитанции и т.п. работник представлять не должен. Вместе с тем размер суточных напрямую зависит от количества дней, которые работник провел в командировке. Соответственно, в данном случае под документальным подтверждением суточных расходов имеются в виду документы, подтверждающие продолжительность служебной поездки.
Отметим также, что оплата и (или) возмещение расходов работника в инвалюте при зарубежных командировках, а также погашение неизрасходованного "заморского" аванса регулируются Законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 16 Положения о командировках). При этом положения пп. 9 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ позволяют в таких случаях выдать сотруднику наличными аванс в инвалюте.
Этап третий.
Фиксируется факт выбытия сотрудника в журнале учета командированных сотрудников.
Напомним, что согласно п. 8 Положения о командировках порядок и формы учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, определяются Министерством труда и соцзащиты. В настоящее время формы названных журналов утверждены Приказом Минздравсоцразвития.
Обратите внимание! Минфин России в Письме от 25 августа 2014 г. N 03-11-11/42288 счел допустимым перечисление командировочных расходов на зарплатные карты сотрудников. Однако соответствующие положения, определяющие порядок расчетов с подотчетными лицами, должны быть закреплены в учетной политике организации.
Отметим, что в этих журналах имеется графа, в которой нужно указывать дату и номер командировочного удостоверения. Представляется, что до внесения соответствующих изменений в данной графе с 8 января 2015 г. можно ставить прочерк. То есть в журнал учета работников, выбывающих в служебные командировки, остается только внести Ф.И.О. командированного сотрудника, наименование организации, в которую он направляется, и пункт назначения.
Этап четвертый.
Заполняем табель учета рабочего времени.
Как правило, в организациях табель учета рабочего времени ведется по унифицированной форме N Т-13, которая утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1. Дни отсутствия сотрудника на рабочем месте по причине командировки обозначаются кодом "К" ("06" - "служебная командировка"), при этом количество отработанных часов не проставляется.
Обратите внимание! С 8 января 2015 г. фактический срок пребывания сотрудника в командировке определяется по проездным документам (авиа-, ж/д билетам и т.д.). Если же сотрудник к месту командирования и (или) обратно ездил на своем личном транспорте, то фактический срок нахождения в командировке он должен указать в служебной записке. К ней должны быть приложены и документы, подтверждающие, что указанный транспорт использовался именно в командировочных целях (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).
Этап пятый.
Авансовый отчет. Подтверждающие расходы документы.
По прибытии из командировки сотрудник в течение трех рабочих дней обязан представить работодателю авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету прилагаются документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.
Н.Егорова
"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2015, N 8
---------------------------------------------------------------
О правовом акте, регулирующем социально-трудовые отношения в организации или у ИП на локальном уровне социального партнерства.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 30 апреля 2015 г. N 1036-6-1
В Управлении юридического сопровождения деятельности центрального аппарата и правовой поддержки территориальных органов Роструда - Федеральной службы по труду и занятости (далее - Управление) рассмотрено обращение. В пределах компетенции сообщаем следующее.
В соответствии со ст. 9Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
В соответствии со ст. 40ТК РФ коллективный договор - это правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключается работниками и работодателем в лице их представителей.
На локальном уровне социального партнерства устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда (абз. 7 ст. 26 ТК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 40ТК РФ правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей, именуется коллективным договором, структура и содержание которого регламентируются ст. 41ТК РФ.
Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТКРФ и иными федеральными законами.
Заключение на локальном уровне социального партнерства иных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения, трудовым законодательством не предусмотрено.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом.
Врио начальника Управления
К.А.ХАРИТОНЕНКО
---------------------------------------------------------------------------------
Период суммированного учета рабочего времени лиц, занятых на вредных или опасных работах, может быть увеличен
В соответствии с частью 1 статьи 104 Трудового кодекса РФ, когда по условиям работы (в целом или при выполнении отдельных видов работ) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени для работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.
Ранее максимальный период суммированного учета для лиц, занятых на вредных или опасных работах, установленный Трудовым кодексом РФ, составлял три месяца.
Теперь согласно дополнениям, внесенным Федеральным законом от 08.06.2015 г. №152-ФЗ в статью 104 Трудового кодекса РФ, в случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года.
Данные изменения вступают в силу с 1 июля 2015 года.
----------------------------------------------------------------------------------
Наличие более чем трехмесячной задолженности по выплатам работникам может стать основанием для признания работодателя банкротом (Федеральный законот 29.06.2015 N 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
В ряд законодательных актов (ГК РФ, Федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "Об исполнительном производстве") внесены поправки, направленные на усиление защиты прав граждан в случае банкротства работодателя.
Так, в частности, работники (в том числе бывшие) наделяются правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника (работодателя) банкротом.
Устанавливается также обязанность руководителя должника или индивидуального предпринимателя обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом, если по причине недостаточности денежных средств имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев задолженность по причитающимся работникам выплатам (оплата труда, выходные пособия и пр.).
Регламентируется порядок проведения собрания работников и выбора представителя (срок проведения собрания - не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов).
Уточнена очередность исполнения требований кредиторов, в том числе:
в части требований по текущим платежам: из второй в третью очередь перенесены требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве; из третьей в четвертую очередь - требования по коммунальным и эксплуатационным платежам.
Кроме того, из текста Закона о банкротстве исключено упоминание требования о компенсации морального вреда.
------------------------------------------------------------------
Компенсация при увольнении, установленная отраслевым соглашением, полагается работнику, даже если не была зафиксирована в коллективном договоре, - к такому выводу пришел Архангельский областной суд (Апелляционное определение от 02.10.2014 г. по делу № 33-5022/2014).
Работодатель уволил работника по сокращению штата, но отказался выплатить ему компенсацию в размере не менее 8-кратного среднего месячного заработка. Данная выплата была предусмотрена под. «ж» п. 5.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы (действие ОТС продлено на три года). Конфликт урегулировать не удалось, и работник обратился в суд.
Мотивируя отказ в удовлетворении требований, ответчик просил суд учесть, что по условиям ОТС оспариваемая выплата полагается работникам, увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, на основе компенсационных соглашений в порядке и на условиях, предусмотренных коллективным и трудовым договорами. Однако в названных документах повышенные размеры выходных пособий при увольнении по сокращению численности или штата предприятия, помимо установленных ТК РФ, не установлены.
Октябрьский районный суд г. Архангельска не согласился с доводами ответчика и удовлетворил требования истца. Решение суда было обжаловано ответчиком.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда решение суда первой инстанции оставила без изменения и указала, что согласно п. 1.7. ОТС его условия являются обязательными к применению при заключении коллективных и трудовых договоров для предприятий, на которые ОТС распространяется. Коллективные договоры в организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными Отраслевым тарифным соглашением. Соглашение не ограничивает права организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.
Таким образом, поскольку в коллективном договоре, действующем у ответчика, такая гарантия как компенсационная выплата при расторжении трудового договора с работником, подлежащим увольнению по сокращению численности или штата, отсутствует, применяются положения ОТС.