Новости
Профсоюз ТВ

Интервью Сошенко Б.А. в журнал "Охрана труда и социальное страхование"

06 декабря 2018

ПРОФСОЮЗЫ

Защищать права строителей

Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов РФ (Профсоюз строителей России) – один из старейших - ведет свою историю с начала прошлого века.

Чем живет профсоюз сегодня? Какие первоочередные задачи стоят перед ним, что волнует членов

профсоюза? Об этом и многом другом

рассказывает председатель Профсоюза строителей России

Б.А. СОШЕНКО.

 

- Борис Александрович, расска­жите, пожалуйста, о своем профсо­юзе.

- Профессиональные объедине­ния строителей стали появляться в 1905 г. В Петербурге возник союз ар­хитектурно-строительных рабочих. Вслед за ним союзы появились в Мо­скве, Варшаве, Лодзи, Одессе, Самаре, Саратове и многих других городах Рос­сии. Через два года сформировался общероссийский союз. 15 января 1907 г. делегаты союзов строителей из пяти городов - Петербурга, Москвы, Вильнюса, Лодзи и Харькова - провели в Москве первую Всероссийскую кон­ференцию строительных рабочих. Они представляли 10 тыс. рабочих - поло­вину всех строителей, объединенных в профессиональные союзы.

Так начинался наш профсоюз. Устав был принят позже - в 1918 г.

В любых условиях, в годы войны и в мирное время, в период послево­енного восстановления народного хо­зяйства профсоюз стоял на защите интересов своих членов.

Российский профсоюз строите­лей, существующий сегодня, был об­разован 14 декабря 1990 г. на съезде делегатов территориальных органи­заций РСФСР, входивших в состав Профсоюза работников строитель­ства и промышленности строитель­ных материалов СССР. Это второй день рождения нашего профсоюза. Первым председателем профсоюза был избран Сергей Сергеевич Вве­денский.

В настоящее время профсоюз вхо­дит в Федерацию независимых проф- союзов России и объединяет около 200 тыс. чел., имеет в своей струк­туре территориальные организации  в 71 субъекте РФ. Текущими делами профсоюза руководит Центральный комитет, избираемый раз в пять лет по принципу прямого делегирования от каждой территориальной органи­зации. В аппарате ЦК профсоюза ра­ботают специалисты по различным направлениям.

Первостепенной своей задачей мы считаем защиту прав и интересов ра­ботников, что особенно важно при разработке законодательных и нор­мативно-правовых актов, затрагива­ющих их социально-трудовые права.

Профсоюз строит взаимоотноше­ния с работодателями, их объеди­нениями, органами государственной власти и местного самоуправления на основе социального партнерства и взаимодействия сторон.

Одна из наших важнейших за­дач - контроль за соблюдением ра­ботодателями законодательства о труде, за состоянием охраны труда на производстве.

Наш профсоюз - член Междуна­родной конфедерации профсоюзов стран СНГ (МКП «Строитель»), Интер­национала строителей и деревообра­ботчиков (BWI). Мы сотрудничаем с родственными профсоюзами многих государств мира.

В 1993 г. в профсоюзе состояло около 2 млн членов, сейчас - в де­сять раз меньше.

- По данным Национального ис­следовательского московского го­сударственного строительного уни­верситета, в строительстве занято 7,9 % от общего количества работа­ющих - около 5 млн из 65 млн. По­чему столь малое количество из них стали членами профсоюза?

- Действительно, охват строителей профсоюзом очень слабый; к тому же к этой сфере относятся и те, кто занят в изыскательских работах, ар­хитектуре, производстве строитель­ных материалов.

В некоторых организациях строи­тели привязаны к отраслевым проф- союзам. Например, у нефтяников строители относятся к Общероссий­скому профессиональному союзу работников нефтяной, газовой отрас­лей промышленности и строитель­ства, строители атомных объектов - к Российскому профсоюзу работников атомной энергетики и промышлен­ности и т.д. Сельские строители вхо­дят в Профсоюз работников агропро­мышленного комплекса РФ.

Люди зачастую не понимают, за­чем нужен профсоюз, что это та­кое, о нас мало информации в СМИ. Но главное даже не это. Порой мне рассказывают, что при попытке соз­дать профсоюз работодатель или приближенные к нему руководи­тели (прорабы, мастера, начальники участков) ставят условие - или про­фсоюз, или работа. Когда людей вызываешь на откровенность, они говорят об этом.

Я предлагаю записывать на дикто­фон такие беседы, так как в соответ­ствии с законодательством это - пре­пятствование деятельности профсо­юза, которое подлежит наказанию. Но люди боятся - потерять работу, испор­тить отношения с начальством и т.д.

Есть, конечно, и успешный опыт. Однажды мы побеседовали с дирек­тором одной крупной строительной компании, и он тут же решил, что профсоюзная организация на пред­приятии должна быть.

С огорчением надо признать, что сегодня у профсоюза мало прав и возможностей для защиты работни­ков. С введением института специ­альной оценки условий труда многие выплаты и льготы стали зависеть от работодателя.

Строительный объект - это ди­намично изменяющиеся условия труда. Многие работы выполняются аврально. Так было при строитель­стве объектов к Зимней Олимпиаде в Сочи, к Чемпионату мира по футболу. Работники разобщены по подрядчи­кам и субподрядчикам, зависимы от работодателя и в силу этого не очень стремятся стать членами профсоюза и уплачивать членские взносы. Рабо­тодатели не заинтересованы в том, чтобы производить удержание член­ских взносов из заработной платы работников; во многих случаях они не приветствуют создание профсоюз­ных организаций.

- В отраслевом соглашении Профсоюза работников здравоохранения РФ с Минздравом России в числе обязательств министерства про­писаны следующие: организация ежегодных семинаров-совещаний с работодателями, специалистами служб охраны труда; сбор и об­работка информации о состоянии условий и охраны труда в подве­домственных организациях; учет и анализ производственного травма­тизма и профессиональных заболе­ваний в подведомственных органи­зациях; актуализация совместно с Профсоюзом отраслевых норматив­ных правовых актов в сфере охраны труда.

Минобрнауки России в отрасле­вом соглашении с Профсоюзом ра­ботников народного образования и науки РФ взял на себя обязатель­ства по учету и анализу причин производственного травматизма, несчастных случаев с обучаю­щимися; ежегодное выделение средств на обеспечение безопасно­сти образовательных организаций, охрану труда и здоровья работников и ряд других.

Есть ли такие обязательства в вашем отраслевом соглашении с Минстроем России?

- Нет, если посмотрите наше От­раслевое соглашение по строитель­ству и промышленности строитель­ных материалов Российской Федера­ции на 2017-2020 гг. (подписано Мин­строем России, Профессиональным союзом работников строительства и промышленности строительных ма­териалов РФ, Общероссийским меж- отраслевым объединением работода­телей (Российский Союз строителей) от 03.04.17), то ничего подобного там не найдете.

Если подходить формально, то получается, что у Минстроя России никаких обязанностей перед профсо­юзом и работодателями нет. Мы в этой ситуации, как ни парадоксально, заложники. Не хочет министерство брать на себя обязанности, а рычагов заставить его это делать нет. Это со­глашение носит добровольный харак­тер, туда включаются только те по­зиции, по которым достигнуто согла­сие. Вот и получается, что профсоюз должен довольствоваться тем, что мы имеем сегодня.

На мой взгляд, сложилась мало­понятная ситуация, касающаяся ох­раны труда в нашей и в других отрас­лях экономики. Министерство стро­ительства и ЖКХ РФ не занимается этим направлением деятельности, хотя в соответствии со ст. 210 Тру­дового кодекса (ТК) РФ «Реализация основных направлений государствен­ной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными дей­ствиями органов государственной власти Российской Федерации, орга­нов государственной власти субъек­тов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работода­телей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных орга­нов по вопросам охраны труда».

Согласно п. 3 Положения о Мини­стерстве строительства и жилищно- коммунального хозяйства Россий­ской Федерации (утв. постановле­нием Правительства РФ от 18.11.13 № 1038) это министерство руковод­ствуется в своей деятельности фе­деральными законами, к числу кото­рых, безусловно, относится ТК РФ. В соответствии с трудовым законода­тельством Минстрой России должен заниматься вопросами охраны труда, создания работникам здоровых и безопасных условий труда, тем более в такой отрасли, как строительство и производство строительных материа­лов. Но, к сожалению, реалии не та­ковы.

Мы считаем, что отраслевое мини­стерство должно заниматься вопро­сами безопасности и охраны труда работников.

- Какова ситуация с травматиз­мом в отрасли?

- Мы ежегодно собираем и анали­зируем информацию, которая посту­пает к нам от региональных проф- союзных организаций. В 2017 г. с участием технических инспекторов труда нашего профсоюза было рас­следовано 72 несчастных случая. Должен сразу признать, что мы не располагаем полной картиной, ибо малая численность профсо­юза и соответственно финансовых средств не позволяет нам иметь в каждом субъекте РФ технических инспекторов труда, Даже в цен­тральном аппарате профсоюза от­сутствует штатная должность техни­ческого инспектора труда.

Мы в основном ориентируемся на данные Роструда. Количество не­счастных случаев в строительстве в 2017 г. составило 24 %, в обраба­тывающих производствах - 16 %, в сельском, лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве и рыбоводстве - 13 %, при транспортировке и хранении - 12 %, при добыче полезных ископа­емых - 9 %.

Исследования Федеральной служ- бы по статистике (Росстата) пока­зали, что наибольшее число случаев производственного травматизма со смертельным исходом - в следую­щих видах деятельности:

                строительство инженерных со­оружений - 86 смертей (20 чел. на 100 тыс. работающих);

                строительство зданий - 80 смер- тей (18 чел. на 100 тыс. работающих). 

Основными причинами тяжелого и смертельного травматизма в стро­ительной отрасли по-прежнему оста­ются неудовлетворительная органи­зация производства работ и рабочего места; необеспечение работодателем и неправильное применение работ­никами средств индивидуальной и коллективной защиты; невыполнение требований норм, правил, инструкций по охране труда.

Исследование происшедших в 2017 г. несчастных случаев пока­зывает, что около 10 % их них про­изошли с работниками, находивши­мися в состоянии алкогольного опья­нения. Наиболее распространенными травмирующими факторами оста­ются падение с высоты, обрушение конструкций и падение предметов, хотя следует отметить, что удельный вес такого фактора, как падение с вы­соты, заметно сокращается.

В течение 2018 г. техническими ин­спекторами труда профсоюза было проведено 1017 проверок соблюдения законодательства по охране труда, в том числе с территориальными орга­нами Федеральной службы по труду и занятости - 28, с прокуратурой - 23, с другими органами государствен­ного надзора и контроля - 390. Боль­шая часть проверок носила темати­ческий характер.

Проверки обеспечения работни­ков СИЗ выявили 805 нарушений, санитарно-бытовых условий - 1020. Были обнаружены нарушения при предоставлении гарантий и компен­саций за работу во вредных усло­виях труда (50 случаев), нарушения норм охраны труда и быта женщин, нарушения режима рабочего вре­мени.

По результатам проверок направ­лено 17 требований о привлечении к ответственности должностных лиц; к дисциплинарной ответственности привлечены 12 чел., к администра­тивной - 5 чел.

Проблемы с охраной труда име­ются не только на строительных пло­щадках, но и на предприятиях по про­изводству строительных материалов. Эти предприятия тоже разбросаны по различным отраслевым профсоюзам или вообще не имеют профсоюзных организаций.

- В одном из своих выступлений Вы уделили большое внимание про­блеме гастарбайтеров, которых се­годня на стройке работает великое множество. Как профсоюз может помочь им отстаивать свои права?

- В строительстве, где условия труда зачастую вредные или опас­ные, не хватает рабочих рук, поэтому без мигрантов обойтись невозможно. Мы заключили договоры о сотрудни­честве при работе с мигрантами с на­шими партнерами из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Беларуси, Азербайджана, Молдовы.

К сожалению, мигранты крайне не­требовательны к условиям, которые предлагает работодатель. Их обма­нывают, недоплачивают, заставляют работать с множеством нарушений... У нас был уполномоченный по ра­боте с мигрантами, было 12 активи­стов, которые сообщали нам о том, что, например, не выдается зарплата, еще о каких-то нарушениях, и мы им помогали.

На начало нынешнего года у нас на учете состояло около 1 тыс. ми­грантов. Мы сделали для них осо­бый профсоюзный билет. Его ди­зайн придумали сами. Как-то я на­блюдал, как сотрудник полиции проверял у мигрантов документы на улице. Наш профсоюзный би­лет для мигранта - это ламиниро­ванная карточка, как раз по размеру паспорта, с подписью, телефонами, печатью. Когда гастарбайтер предъ­являет паспорт, полицейские видят и этот документ, и это срабатывает - к нему проявляют уважение.

Мы собирали совещания с активи­стами, общались с ними. Сейчас эта работа пошла на спад, так как акти­висты отработали свой срок и уехали домой, но мы готовы возобновить ее и призываем мигрантов вступать в наш профсоюз. Каждому члену проф- союза мы даем памятки с адресами всех наших региональных комитетов, так что они знают, куда обратиться за помощью и защитой, если возникнет необходимость.

К сожалению, ситуация сейчас та­кова, что многие гастарбайтеры ра­ботают по 12 ч, и за переработки им не доплачивают. Должен откровенно признать, что нами не налажен механизм взаимодействия с Рострудом, который тоже занимается мигран­тами. Но, опять-таки, это связано с отсутствием штатов и финансовых средств.

- Где лучше поставлена работа по охране труда - в государственных компаниях или в частных?

- Подавляющее большинство ра­ботодателей в строительной сфере - частные компании, и они очень раз­ные. В одних творятся безобразия, в других - полный порядок. К сожале­нию, на многих стройках теперь нет трудового коллектива в традицион­ном смысле этого понятия. Работа по строительству напоминает вахто­вую, - объект закончен - люди разъ­ехались. Зная, что работа у них вре­менная, люди не заинтересованы в объединении в профсоюз.

Мы давно сотрудничаем со швед­ским профсоюзом. Нам приходилось наблюдать за тем, как организована работа в шведских строительных компаниях Skanska, Strabok. Первая, правда, уже не работает в России. Они набирают работников офици­ально, не ищут их на улице, обеспе­чивают спецодеждой, средствами защиты, неукоснительно соблюдают требования безопасности и охраны труда. Нашим российским компа­ниям в ряде случаев надо брать при­мер с иностранных строительных компаний по организации работы в сфере охраны труда.

- Постановлениями Госстроя Рос­сии от 09.08.01 № 2862 и от 17.09.02 № 123 соответственно утверж­дены СНиП 13-03-2001 «Безопас­ность труда в строительстве. Ч. 1. Общие требования» и СНиП 12.04- 2002 « Безопасность т руда в с тро­ительстве. Ч. 2. Строительное про­изводство». Указанные СНиПы в со­ответствии с постановлением Пра­вительства РФ от 27.12.10 № 1160 не относятся к числу нормативных правовых актов, которые устанав­ливают государственные норматив­ные требования охраны труда.

Затем Минтруд России разрабо­тал Правила охраны труда в стро­ительстве и Правила охраны труда в придорожном строительстве. При этом СНиПы никто не отменил, и в результате получилось два уровня документов. Строители, и осо­бенно проектировщики, пользуются СНиПами, которые носят сегодня рекомендательный характер, а Мин­труд России, инспекция труда «на­жимают» на свои правила, которые охватывают не все. Не создает ли это дисбаланс в нормативном ре­гулировании охраны труда в строи­тельстве?

- Согласен. Еще и ГОСТы есть, от­носящиеся к системе стандартов безопасности труда в строительстве: ГОСТ Р 12.3.049-2017 «Работы на вы­соте. Термины и определения», ГОСТ Р 12.3.050-2017 «Работы на высоте. Пра­вила безопасности», ГОСТ Р 12.3.051- 2017 «Конструкции защитно-улавли­вающих сеток. Технические условия».

Когда мы узнали, что в Правилах по охране труда при работе на вы­соте (утв. приказом Минтруда Рос­сии от 28.03.14. № 155н) параметры высоты установили 1,8 м вместо 1,3 м, мы возмутились и в итоге по­бедили. Был принят соответствую­щий ГОСТ. А ведь падение с высоты дает максимальный травматизм.

Но ГОСТы носят рекомендатель­ный характер, их соблюдение - дело добровольное, поэтому их требова­ния, образно говоря, буксуют.

Разрабатывается множество го­сударственных стандартов. Недавно НИУ МГСУ разработал еще целый ряд: «Площадки и лестницы для стро­ительно-монтажных работ. Общие технические условия»; «Стропы гру­зовые канатные для строительства. Технические условия»; «Средства под­мащивания. Общие технические усло­вия» и др. Они размещаются в сети «Интернет» для обсуждения.

К сожалению, за всем усмотреть не представляется возможным, а за­интересованные ФОИВ (Минтруд Рос­сии, Минстрой России, Ростехнадзор и другие ведомства) не уделяют рас­смотрению проектов этих докумен­тов должного внимания.

Вот и получается, что докумен­тов много, требования в них ре­комендательные, но о них вспо­минают только когда происходит несчастный случай и надо найти «стрелочника» для привлечения к ответственности.

Процедура нормативного регу­лирования вопросов охраны труда и безопасности в строительстве тре­бует наведения порядка.

Профсоюз должен постоянно сле­дить за тем, какие изменения гото­вятся в нормативно-правовой базе. Но далеко не всегда на нас обращают внимание и прислушиваются.

Когда, например, принимали Феде­ральный закон от 07.06.13 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Рос­сийской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфе­дераций FIFA 2017 г. и внесении изме­нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то ока­залось, что он отменял действие ТК РФ в отношении целого ряда работни­ков. Мы усмотрели там то, что рабо­тодатели на стройке освобождены от выполнения требований ТК РФ.

Как такой закон мог пройти мимо внимания Комитета по труду, соци­альной политике и делам ветеранов Государственной Думы ФС РФ? Ока­залось, его пролоббировал Комитет по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи.

- Как возглавляемый Вами профсоюз взаимодействует с органами строительного надзора на феде­ральном и региональном уровнях?

- В соответствии со ст. 54 Гра­достроительного кодекса РФ «го­сударственный строительный над­зор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществле­ние государственного строительного надзора, и органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, уполномоченными на осу­ществление государственного строи­тельного надзора».

Крупными объектами, имеющими федеральное значение, занимается государственный строительный над­зор, входящий в состав Ростехнад­зора, а в субъектах федерации есть свой строительный надзор, который подчинен главе региона.

В наших отделениях профсоюза в Москве и Московской области есть та­кое взаимодействие; на федеральном уровне и во многих субъектах, к сожа­лению, его пока нет, но мы планируем наладить сотрудничество с Управле­нием государственного строительного надзора Ростехнадзора. Установление и развитие такого сотрудничества - это импульс для нас и для работода­телей в решении многих вопросов, в том числе в сфере охраны труда.

В вашем журнале выступала руководитель этого Управления М.А. Климова со статьей «Госстрой­надзор разъясняет» (№ 6 за 2017 г.).

Представители органов строитель­ного надзора сегодня осуществляют контроль за соблюдением проектно- сметной документации, в том числе за соблюдением проекта организации строительства (ПОС) и проекта произ­водства работ (ППР). В проектах есть целый ряд позиций, связанных с ох­раной труда. Вместе с представите­лями Роструда они должны это кон­тролировать, - ведь они чаще бывают на стройке, чем инспекторы труда, осуществляют приемку, и у них есть рычаг, а вот у государственной инспекции труда никакого рычага, кроме штрафа, нет.

Мы намерены активизировать ра­боту по взаимодействию с органами строительного надзора и рассчиты­ваем на взаимопонимание и помощь с их стороны.

- В 2018 г. Россия ратифициро­вала Конвенцию о безопасности и гигиене труда в строительстве (Кон­венция № 167), которая была при­нята Генеральной конференцией Международной организации труда в Женеве и вступила в силу в 1991 г. Какие меры профсоюз будет пред­принимать в связи с этим?

- Да, Конвенцию ратифицировали. В ней оговорены и жилищные усло­вия, и условия труда, и многое другое. В одном из заключений экспертов на­писано, что все положения Конвенции в полной мере реализованы в норма­тивных актах Минтруда России, Роспо­требнадзора и Ростехнадзора. Законо­дательство России в целом соответ­ствует основным положениям и требо­ваниям Конвенции. Но проблем много, и это тема для отдельного разговора.

- В Отраслевом соглашении нет упоминания о противопожарных ме­рах, а между тем пожары на строй­ках, к сожалению, случаются часто.

- Да, пожары бывают и в строя­щихся зданиях, и в бытовках. Этот вопрос действительно требует внима­ния, и мы будем инициировать вне­сение соответствующих изменений в отраслевое соглашение.

В ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной бе- зопасности» устанавливаются права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В соответ­ствии с ней руководители организа­ции обязаны включать в коллектив­ный договор вопросы пожарной безо­пасности. Эта норма обязательна для руководителей.

Предметами договора между ра­ботодателем и профсоюзом могут быть вопросы пожарной безопасно­сти. Их количество и сроки исполне­ния устанавливаются руководителем (работодателем); профсоюз в этой ситуации только дает согласие на их включение в отраслевое соглашение или коллективный договор.

Я благодарен вашему журналу, что он поднял эту тему*. Она дей­ствительно важна. К сожалению, многие профсоюзные организации и их активисты не знают об обязан­ности работодателя включать в со­глашения (коллективные договоры) вопросы пожарной безопасности. Мы возьмем эту позицию на вооруже­ние и обязательно будем внедрять в практику.

- В строительной отрасли, как из­вестно, много сокрытых несчастных случаев на производстве. Как с этим бороться?

- Вернусь к тому, с чего мы на­чали. Если бы у нас хотя бы на боль­шей части строек имелись члены профсоюза, то было бы больше ин­формации и больше порядка, потому что система общественного контроля дает возможность оперативно полу­чать информацию от уполномочен­ных по охране труда. Там, где ра­ботают профсоюзные организации, меньше возможностей для сокрытия несчастных случаев.

Подводя итог нашей беседе, от­мечу, что в Минстрое России сейчас новое руководство. Мы постараемся улучшить взаимодействие и после совместного обсуждения и прора­ботки внести в Отраслевое соглаше­ние изменения, касающиеся затрону­тых в нашей беседе проблем.

Беседу вели

С. РЯБУХИНА,

А. ТУДОС

 

* См. статьи: А. Елагин «О вопросах безопасности в Генеральном соглашении» (№ 2 за 2017 г.); О. Фролов «Подводя итоги» (№ 12 за 2017 г.); Т. Смагина «Лед т ро­нулся» (№ 6 за 2018 г.).

 

« Все новости