17 апреля т.г. состоялось заседание рабочей группы Комиссии по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности, на котором рассмотрен вопрос о результатах проведения мониторинга реализации специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) в Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда в РФ проводится поэтапно.
Министерство труда и социальной защиты РФ предоставило информацию о первом пятилетнем цикле проведения СОУТ, который завершился в 2018году.
За первые пять лет СОУТ проведена у 457 830 работодателей на 24 750 818 рабочих местах, на которых занято 33 063 708 работников.
Рабочих мест с оптимальными и (или) допустимыми условиями труда – 79%.
Рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда – 21%.
Из них по классам условий труда (КУТ):
КУТ 3.1. – 2 840 311 (10,7%);
КУТ 3.2. – 2 288 143 (8,6%);
КУТ 3.3. – 366 210 (1,4%);
КУТ 3.4. – 23 828 (0,1%);
КУТ 4 – 36 378 (0,2%).
В основных секторах экономики (обрабатывающие производства, металлургия, химическое производство, добыча полезных ископаемых, строительство, транспорт, сельское хозяйство и др.) проведение специальной оценки условий труда практически завершено. Отставание, очевидно, наблюдается в сегменте малого бизнеса.
В этой связи, Минтрудом России в декабре 2018г. подготовлены и опубликованы разъяснения по вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях, относящихся к сегментам микро- и малого бизнеса.
По информации Федеральной службы по труду и занятости за 2018 г. в реестр деклараций внесены 118 939 деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении 3 514 039 работников.
Всего по сведениям ФГИС СОУТ количество декларируемых рабочих мест – 12 468 703.
В 2018 году по поручению Председателя Правительства РФ от 12.15.2017 г. № ДМ-П12-70пр Д.А. Медведева (приказ Роструда от 07.02.2018 № 76 «О проведении внеплановых проверок соблюдения гарантий прав работников при проведении специальной оценки условий труда») было проведено 663 проверки организаций, допущенных к проведению СОУТ. При подготовке к проведению контрольно-надзорных мероприятий было установлено, что 99 организаций, допущенных к проведению СОУТ, не ведут никакой деятельности, а 14 исключены из соответствующих реестров Минтруда России.
Проверки проводились во взаимодействии с территориальными Управлениями Росаккредитации, в ходе проведения проверок направлялись соответствующие представления о приостановке действия аттестатов аккредитации лаборатории с указанием выявленных нарушений.
Всего за время проведения внеплановых проверок государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в Росаккредитацию были направлены материалы в отношении 136 организаций, допущенных к проведению СОУТ.
Всего по результатам контрольно-надзорных мероприятий, проводимых совместно, а также по представлениям гострудинспекций, и контрольно-надзорных мероприятий, проводимых Росаккредитацией самостоятельно, приостановлено действие лабораторий 34 организаций, допущенных к проведению СОУТ, действие 6 – было прекращено.
В ходе проверок территориальными органами Роструда выявлено 705 нарушений законодательства о СОЦУТ. Более 1000 нарушений были устранены в ходе внеплановых проверок.
Сумма наложенных административных штрафов составляет 2 миллиона 370 тысяч рублей. В том числе, к административной ответственности привлечено 18 должностных лиц – экспертов, проводящих СОУТ.
Основными нарушениями, выявленными в ходе проведения проверок, являются:
- отсутствие информации об учёте предложений работников при идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, либо формальный учёт таких предложений;
- нарушения, связанные с неправильной оценкой результатов измерений и предоставлением гарантий и компенсаций работникам за вредные и (или) опасные условия труда;
- не проведение или не полное проведение измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- нарушение порядка идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- иные нарушения законодательства о СОУТ (проведение измерений приборами, не прошедшими проверку в установленном порядке, нарушение требований к кадровому составу лаборатории и др.).
Поскольку восстановление гарантий и прав работников, нарушенных при проведении СОУТ, невозможно без проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении организаций-работодателей, у которых СОУТ была проведена с серьёзными нарушениями, государственными инспекциями труда в субъектах РФ были инициированы и проведены внеплановые проверки в отношении таких работодателей.
В рамках текущей деятельности в 2018 году при проведении плановых и внеплановых проверок госинспекциями труда были достигнуты следующие результаты.
Количество вынесенных должностными лицами госинспекций труда постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения за нарушение порядка проведения (не проведения) СОУТ (часть 2 ст.5.27.1 КоАП РФ) – 4051.
Количество вынесенных должностными лицами госинспекций труда постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа за нарушение порядка проведения (не проведения) СОУТ (часть 2 ст.5.27.1. КоАП РФ) – 7314, общая сумма наложенных административных штрафов по этой статье – 159 544,60 рублей.
За нарушение организацией, проводившей СОУТ, установленного порядка проведения СОУТ (часть 1 ст.14.54 КоАП РФ) выписано 304 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа, общая сумма наложенных административных штрафов по этой статье – 13 953,56 рублей.
Министерством труда и социальной защиты РФ по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (далее – законопроект).
Законопроект направлен на совершенствование механизмов Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения СОУТ (ФГИС СОУТ), повышение качества СОУТ посредством использования утверждённых методик измерений, а также усиления ответственности организаций, проводящих СОУТ, за своевременное предоставление информации в ФГИС СОУТ для целей контроля за объективностью и достоверностью проведённых оценок и переданных в ФГИС СОУТ отчётов.
Законопроект согласован с Минэкономразвития России, Минфином России, Минкомсвязи России, Минпромторгом России и Росаккредитацией.
Минэкономразвития России представило положительное заключение по результатам проведения оценки регулирующего воздействия законопроекта, на законопроект получены заключения Минюста России, а также Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Законопроект 29 марта 2019 г. рассмотрен и одобрен на заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
11 апреля 2019 г. законопроект внесён в Правительство Российской Федерации.
Принятие и реализация норм законопроекта позволит повысить объективность и качество проведения СОУТ и, как следствие, повысит уровень защиты прав работников на безопасные условия труда.