ИНФОРМАЦИЯ
ЗА СЧЕТ ЧЕГО УЛУЧШАТЬ СВОИ ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ
ЕЖЕГОДНО БУДУТ 5 МЛН СЕМЕЙ
24.08.2021 ЕРЗ.
Соответствующие показатели запланированы в новой редакции Госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», опубликованной на портале проектов нормативных правовых актов.
Напомним,что госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» утверждена Постановлением Правительства №1710 от 30.12.2017.
Проектом нынешнего Постановленияпредусматривается внесение изменений в Программу в части ее дополнения стратегическими приоритетами, путем исключения паспорта Программы.
В новой редакции госпрограмма устанавливает, что стратегическими приоритетами будут являться:
- ежегодное увеличение объема жилищного строительства до уровня не менее 120 млн кв. м;
- ежегодное улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей;
- улучшение в полтора раза качества комфортной городской среды.
Как указано в проекте госпрограммы, в результате ее реализации к 2024 году будут:
- приняты решения о восстановлении прав всех граждан — участников долевого строительства;
- расселены не менее 6,8 млн кв. м аварийного жилья;
- к 2030 году:
- ввод ИЖС — 50 млн кв. м ежегодно;
- выдача не менее 2,3 млн кредитов на ежегодное обеспечение финансирования строительства порядка 35—45 млн кв. м жилья;
- ежегодные объемы строительства арендного жилья — до уровня 5 млн кв. м;
- благоустройство не менее 62,2 тыс. общественных территорий, выполняющих оздоровительные, культурно-эстетические, рекреационные функции;
- сокращение сроков возведения объектов капстроительства социального назначения на 20%, промышленного — 40 % к уровню 2020 года;
- создание единого цифрового пространства в сфере строительства;
- обеспечение 100-процентного взаимодействия с государством в электронном виде.
- снижение уровня потерь тепловой энергии до 23%;
- увеличение доли населения РФ, обеспеченного качественной питьевой водой, до 99%.
Как указано в проекте госпрограммы, достижение указанных приоритетов государственной программы будет осуществляться за счет реализации следующих задач:
1. Развитие индивидуального жилищного строительства (реализация инициативы «Мой частный дом»), которая включает в себя следующие мероприятия:
- совершенствование законодательного регулирования в сфере ИЖС;
- градостроительная подготовка земельных участков для ИЖС;
- создание условий для ипотечного кредитования ИЖС, в том числе хозяйственным способом;
- распространение проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу на ИЖС;
- упрощение процедуры предоставления земельных участков на льготных условиях;
- формирование банка земельных участков с доступной инженерной и транспортной инфраструктурой;
- оптимизация процедур по обеспечению объектов ИЖС необходимой жилищно-коммунальной инфраструктурой;
- внедрение социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения населения в субъектах РФ;
- установление «выравненного платежа» за подключение ко всем видам сетей;
- внедрение реестра типовых проектов для ИЖС;
- запуск массового строительства индивидуальных жилых домов индустриальным способом.
2. Ипотечное кредитование. Решением задачи в данном направлении является обеспечение доступности ипотеки для не менее половины российских семей, которая включает в себя следующие мероприятия:
- стандартизация и цифровизация рынка ипотеки;
- реализация долгосрочных программ льготной ипотеки для отдельных категорий граждан;
- повышение инвестиционной привлекательности и ликвидности ипотечных ценных бумаг;
- развитие механизма ипотечного кредитования строительства индивидуальных жилых домов.
3. Восстановление прав граждан — участников долевого строительства. Решением задачи в данном направлении является восстановление прав всех граждан — участников долевого строительства, которая включает следующие мероприятия:
- завершение строительства 9 млн кв. м проблемных объектов и выплата возмещения гражданам;
- ликвидация объектов незавершенного строительства;
- осуществление мониторинга реализации мероприятий по восстановлению прав дольщиков в субъектах РФ;
- использование механизмов КРТ для строительства социального и арендного жилья;
- законодательное закрепление механизма поддержки строительства «стартовых домов» в рамках договоров КРТ на земельных участках Фонда защиты прав граждан.
4. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Данная задача включает в себя следующие основные мероприятия:
- реализация текущей программы переселения аварийного жилья;
- реализация новой программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 01.01.2017;
- утверждение субъектами РФ новых региональных адресных программ переселения;
- использование механизмов КРТ;
- развитие института наемного жилья;
- использование механизмов заключения концессионных соглашений, ГЧП для развития инфраструктуры, льготной ипотеки, выплаты компенсаций собственникам стоимости жилья, финансовой поддержки КРТ;
- применение эффективных инструментов государственной поддержки по проектам КРТ при расселении аварийного жилья.
5. Улучшение жилищных условий отдельных категорий нуждающихся в этом граждан. Данная задача включает в себя следующие основные мероприятия:
- создание единого реестра нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан;
- упрощение системы обеспечения жильем детей-сирот, позволяющей исполнить перед ними государственные обязательства и изменение подходов законодательного регулирования в данном направлении;
- предоставление детям-сиротам государственных жилищных сертификатов на приобретение жилых помещений;
- расширение мер жилищной поддержки граждан через инструмент долгосрочной аренды в качестве альтернативы предоставления жилых помещений в собственность;
- внедрение механизма улучшения жилищных условий граждан путем выдачи и использования сертификата на получение социального наемного жилья.
6. Развитие рынка арендного жилья, коммерческого и некоммерческого использования. Данная задача включает в себя следующие основные мероприятия:
- введение мер налогового стимулирования, в том числе для создания наемных домов через механизм коллективных инвестиций;
- снижение государственных пошлин за регистрацию долгосрочного договора аренды (найма) и права собственности;
- предоставление налогового вычета на сумму в размере арендных платежей;
- создание механизмов поддержки проектов коммерческой аренды с предоставлением ипотечных кредитов;
- повышение прозрачности рынка наемного жилья путем создания цифровых инструментов;
- расширение мер жилищной поддержки граждан через инструмент долгосрочной аренды в качестве альтернативы предоставления жилых помещений в собственность;
- создание наемных домов через механизм государственно-частного партнерства;
- субсидирование арендной платы до покрытия рыночного уровня арендных платежей наймодателю либо нанимателям;
- предоставление земельных участков на льготных условиях.
7. Формирование комфортной городской среды. Данная задача включает в себя следующие основные мероприятия:
- создание комфортных и безопасных общественных и дворовых территорий;
- сохранение и развитие пространств населенных пунктов;
- применение современных ландшафтно-строительных инновационных технологий таких как «умное освещение», «зеленые крыши», «экопарковки», оздоровительные ландшафты;
- формирование и совершенствование нормативной правовой базы, предусматривающей повышение ответственности и активности жителей по вопросам благоустройства;
- внедрение платформы учета общественного мнения при определении приоритетов развития объектов городского хозяйства «Решаем вместе»;
- синхронизация мероприятий по благоустройству населенных пунктов с мероприятиями, реализуемыми в рамках национальных и федеральных проектов, государственных и муниципальных программ, реализуемых на территории субъектов РФ, с мероприятиями КРТ модернизации систем коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта;
8. Развитие коммунального хозяйства. В рамках решения данной задачи планируется реализация следующих основных мероприятий:
- развитие механизмов привлечения инвестиций и повышение финансовых возможностей бюджетов различных уровней;
- строительство/модернизация объектов водоснабжения и очистных сооружений в субъектах РФ;
- обеспечение водоснабжением сельских территорий централизованной технической водой с локальными точками очистки до уровня качества питьевой воды, а также качественной питьевой водой из локальных точек очистки без формирования централизованных систем (по аналогии с подвозной водой);
- инвентаризация, актуализация и создание новых технических стандартов для повышения качества предоставления коммунальных услуг;
- повышение точности учета потребления ресурсов и прозрачности начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги, повышение уровня оснащенности многоквартирных домов общедомовыми, в том числе автоматизированными, приборами учета до 85% к 2024 году и до 95% — к 2030 году;
9. Трансформация строительной отрасли, административная и цифровая. Данная задача включает в себя следующие основные мероприятия:
- унификация и перевод в электронный вид обязательных мероприятий в сфере строительства, доступных на ЕПГУ;
- переход на использование технологий информационного моделирования для всего жизненного цикла объекта капитального строительства;
- создание системы управления требованиями безопасности и качества объектов капитального строительства на основе цифрового Реестра требований в строительной отрасли;
- создание суперсервиса «Цифровое строительство»;
- создание единого информационного пространства государственной экспертизы и строительного надзора, а также построение вертикали ведомств в данных сферах;
- установление закрытого перечня документов, сведений, материалов и согласований, которые могут быть применены при реализации инвестиционно-строительного проекта;
- развитие института типового проектирования;
- построение «клиентского пути» инвестора и определение «целевых моделей» для разных видов промышленных объектов;
- синхронизация инвестиционных программ естественных монополий и проектов жилищного и промышленного строительства;
- установление единого порядка подготовки и принятия решений об осуществлении капитальных вложений;
- упрощение порядка принятия решений о начале реализации новых инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств о перераспределении ресурсов между строящимися объектами капитального строительства.
В качестве механизмов реализации госпрограммы и ее управления предлагается использовать федеральные проекты:«Жилье», «Ипотека», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Содействие развитию инфраструктуры субъектов РФ (муниципальных образований)», «Содействие субъектам РФ в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», «Информационная инфраструктура», «Цифровое государственное управление», а также реализации комплексных процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».
Также проектом Постановления предусматривается признание утратившими силу структурыПрограммы (Приложение № 1) и перечняучастников Программы (Приложение № 3).
В случае принятия изменений они вступают в силу с 01.01.2022.
Независимая антикоррупционная экспертиза документа продлится до 30 августа 2021 года.
М.М. Куликов
24.08.2021