Иван Рублевский, руководитель Новосибирской организации Профессионального союза строителей России, лидер сообщества строителей «Людизолото.РФ»
Ситуация с безопасностью на российских стройках остается неблагоприятной, а компаниям, демонстрирующим серьезный подход к вопросам охраны труда, трудно конкурировать с «однодневками», работающими по принципу «здесь и сейчас». Как стимулировать строителей беречь кадры, почему без мигрантов отрасли было бы лучше и какого контроля не хватает участникам рынка – об этом наш разговор с экспертом.
- Иван Анатольевич, недавно профсоюз строителей Москвы озвучил тревожную статистику, согласно которой смертность на стройках столицы в 2023 году выросла почти в 3 раза. Существенно увеличилось и количество несчастных случаев в отрасли. Эта тенденция характерна и для регионов Сибири? Как у нас обстоят дела с охраной труда и безопасностью на стройках?
- Наверное, стройка всегда была и остается не самым безопасным местом на земле, поэтому с точки зрения охраны труда, конечно, отрасли есть куда расти. В этом году новосибирская трехсторонняя комиссия отметила, что ситуация, связанная с производственным травматизмом, «остается неблагоприятной и требует дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев. Так, в 2022 году 45 % несчастных случаев с тяжелыми последствиями произошли в организациях промышленности и строительства – 23 и 24 случая соответственно. В январе – мае 2023 года было зарегистрировано 6 несчастных случаев в сфере промышленности (1 из них смертельный). В строительной сфере зарегистрировано 4 несчастных случая (2 тяжелых и 2 смертельных)». Существенно это или нет? Вероятно, да, когда в принципе стоит вопрос человеческой жизни и здоровья. Однако в любом случае эти цифры несопоставимы со столицей. Аналогичную ситуацию с производственным травматизмом наблюдают наши коллеги и в других сибирских регионах – Хакасии, Алтайском крае. Там, как и везде, есть над чем работать, но это все же не повод для паники.
- На ваш взгляд, в чем причина участившихся ЧП – в неправильной организации стройплощадки, легкомысленном отношении или недостаточной компетентности руководства, или в самих рабочих?
- Если говорить о ситуации в целом, то всегда есть причины, которые лежат на поверхности, а есть те, что определяют происходящее, хотя и не бросаются в глаза. Я полагаю, что в любом случае безопасность создают не инструкции, а люди. Так, если в компании принято носить каску и обеспечивать страховку на высоте, то так оно и будет, а в случае чего коллектив поправит и наставит на путь истинный. Но это всегда результат двух составляющих: с одной стороны, четко отлаженной системы в организации, с другой стороны – культуры труда, наполняющей эту систему жизнью. Создание этих двух элементов – процесс не всегда затратный, но требующий последовательных и постоянных усилий. В таком случае любые мероприятия по охране труда становятся неотъемлемой частью технологического процесса. Проблема в том, что компаний с таким походом «вдолгую» не так уж и много, и, к сожалению, сегодня им приходится конкурировать с теми, кто играет на грани фола, придерживаясь стратегии «здесь и сейчас».
Наталья Хилько, руководитель Хакасского профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов, а вместе с тем аккредитованный эксперт по охране труда, отмечает, что, по ее наблюдениям за компаниями, находящимися в зоне риска, можно выделить несколько особенностей в их работе, которые влияют на безопасность. Так, например, в проектную документацию часто не входят затраты на охрану труда, однако в последующем они ложатся на хрупкие плечи субподрядчиков. При этом такие проекты, как ни странно, проходят экспертизу без каких-либо проблем. Штаты таких компаний комплектуются по принципу «лишь бы пройти СРО», туда, как правило, включается директор и ИТР, а работы ведутся бесконечным потоком привлеченных со стороны посредников.
Такая организационная незрелость присутствует практически в каждом регионе, но, к сожалению, Москва в силу многих обстоятельств преимущественно остается местом, куда стекаются потоки желающих быстро заработать и «уехать домой». Я полагаю, возможно, именно концентрация в одном месте большого количества такой категории создает риски. Однако там, где в цене «временное», нельзя создать устойчивое, доброе и вечное. В этой связи неправильная организация стройплощадки, легкомысленное отношение или недостаточная компетентность руководства или самих рабочих будут неизбежным следствием такого подхода «быстрых и коротких стратегий». Причем это касается как предпринимателей, так и самих работников, принимающих эти условия игры.
- Ускорение темпов строительства на фоне оттока мигрантов и обострения проблемы нехватки кадров приводит к повсеместному увеличению рабочего дня. Плюс к этому часто на стройке нет нормальных бытовых городков, где строители могут отдохнуть. Почему застройщики допускают такое – это вынужденная экономическая мера или элементарная халатность?
- Если честно, мы не чувствуем особого оттока гостей, желающих заработать на нашей стране, потому что это неизбежно повлекло бы множество существенных и благоприятных изменений не только в строительной отрасли, но и за ее пределами. Компании начали бы массово перестраиваться с коротких стратегий на длинные, формировать устойчивые трудовые отношения со своими командами, более активно заходить в профильные учебные заведения, совместно с вузами и профессиональными сообществами прорабатывать образовательные программы, заниматься развитием HR-брендов, выстраивать карьеры своих сотрудников и многое другое. Но пока этим занимаются лишь очень немногие, кто способен видеть дальше сегодняшнего дня.
В этой связи меня больше беспокоит риторика высоких руководителей, продвигающих идею о том, что для реализации целей, поставленных президентом, нам непременно нужны «наемники со стороны». Если в стране не хватает кадров, почему бы не рассмотреть эту задачу через подготовку своих новых или через повышение производительности труда? В конце концов, делать больше, лучше и качественнее меньшими ресурсами. «Побеждать не числом, а умением», – как говорил Суворов.
Однако сегодня тема повышения производительности труда, как ни странно, не стоит номером один в СМИ и повестке отраслевых форумов и встреч. А ведь именно повышение эффективности, через постоянное и последовательное внедрение небольших, но значимых улучшений приводит к тому, что человек затрачивает все меньше усилий в своем деле и при этом добивается большего. Для этого необязательно внедрять супердорогое оборудование, зачастую достаточно просто навести порядок в своем хозяйстве. Специалист, который способен самостоятельно организовать свою работу, действовать в условиях неопределенности и мыслить улучшениями, закономерно имеет другую стоимость на рынке труда, такого человека работодатель прижимает к сердцу и не хочет отпускать.
- Насколько остро ощущают кадровый голод застройщики Сибири? Какова в целом зависимость от иностранной рабочей силы, как изменилась обеспеченность кадрами (по разным специальностям) в последнее время?
- В августе завершился III Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры строительной отрасли», который охватил 12 027 человек из 70 регионов РФ. Мне довелось участвовать во всех мероприятиях этой программы и пообщаться со многими людьми из разных уголков страны. Так вот главный запрос, который стоял на повестке дня различных образовательных программ и продолжает оставаться таковым до сих пор в профессиональном сообществе, – дело делать не с кем! Бюджеты есть, работа есть, а людей нет. Причем не хватает всех, начиная от простых плотников до топов.
Сам по себе проект «Лидеры строительной отрасли» – это ответ на глобальный отраслевой запрос нехватки кадров. Сегодня многие обсуждают эту проблему, но организаторы решили действовать по-другому и начали с главного, объединив тех, кто способен мыслить масштабом страны и создавать сильные команды, которые могут строить устойчивые проекты и результаты. Мы общаемся с ребятами и поддерживаем связь. Сейчас по всей стране за каждым из участников проекта появляются все новые люди. Этот процесс хотя и идет медленно и незаметно, но он уже необратим.
- Какие сибирские строительные предприятия можно назвать образцовыми с точки зрения организации охраны труда и безопасности персонала? Почему? Какие проекты в этом направлении они реализуют?
- Конечно же, к высокому званию образцового предприятия стоит стремиться каждому, но уже сейчас среди прочих можно выделить лидеров.
АО «Искитимцемент» – это одно из ведущих предприятий цементной отрасли Сибири, действующее с 1934 года. Причем следует отметить, что это не моя субъективная оценка. Много лет подряд завод становится победителем конкурсов на звание лучшего предприятия строительной отрасли Новосибирской области.
Компания открыто декларирует, что главная ее ценность – это люди. Профессионализм специалистов и их удовлетворенность трудом – основа процветания завода. Один из приоритетов АО «Искитимцемент» в области социального инвестирования – программы по обеспечению безопасных условий труда.
Предприятие ведет работу по охране здоровья работников, обеспечению безопасности на рабочем месте, соблюдению графиков труда и отдыха, страхованию специалистов, занятых в производственном процессе, от несчастных случаев. На предприятии открыт современный здравпункт, где можно получить медицинскую помощь. В организации действует самая крупная первичная профсоюзная организация строителей на территории Новосибирской области. Коллективным договором также предусматриваются дополнительные социальные гарантии. Например, при рождении ребенка и бракосочетании, а также в случае смерти близкого родственника работнику предприятия оказывают материальную помощь и предоставляют оплачиваемые выходные дни. Кроме того, материальную помощь выделяют на лечение сотрудников. Получить ее могут и те, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Может возникнуть иллюзия, что такой подход доступен только крупным компаниям с большими оборотами, но это не так.
В качестве примера приведу небольшую плотницкую артель и ее основателя Алексея Карасева. Это новосибирская команда известных на всю Россию мастеров традиционного зодчества. Среди их работ множество рубленых деревянных домов, часовня, выполненная в традициях Русского Севера XVIII–XIX веков и даже проект храма для многодетного поселка. Ребята уделяют большое внимание безопасности работ, качеству оборудования и экипировки. Они даже работают плотницкими топорами образца XVII–XVIII вв., выполненными штучными мастерами по спецзаказу. Артель представляет собой группу людей, заинтересованных и объединенных желанием культивировать как традиционное ремесло, так и традиционные ценности, только не на словах, а результатами своего труда. Это, пожалуй, один из тех примеров, когда небольшая команда делает дело с человеческим лицом себе и на радость людям.
- Является ли причиной растущего травматизма на стройке недостаточное внимание к этому вопросу со стороны государства и строительных СРО? Как повышение госконтроля помогло бы улучшить ситуацию?
- Андрей Замороко, руководитель Алтайской краевой организации Профессионального союза строителей как-то отметил, что «государство так долго избавлялось от контроля, что забыло эту обязанность на СРО возложить». В этой шутке есть доля правды, потому что сегодня СРО – это практически единственный инструмент, способный оказывать влияние на деятельность строительных компаний. В этой связи мне понятна логика Игоря Манылова – руководителя Главгосэкспертизы России, который в этом году заявил о том, что «Национальные объединения СРО и, прежде всего, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) обязаны создать эффективную систему рейтингования и оценки репутации своих членов». А кому же это делать, если не саморегулируемым организациям, суть и смысл существовании которых в этом самом регулировании и наведении порядка заключается?
Вместе с тем возлагать всю ответственность на СРО не совсем верно с точки зрения госуправления, потому что есть функции, которые государство никому передать не может, и к ним, в частности, относится контроль, связанный с безопасностью жизни и здоровья граждан. Поэтому, безусловно, повышенное внимание государства к этой теме будет способствовать наведению порядка. Однако здесь важно не перекрутить гайки, потому что излишний контроль в любой системе неизбежно пожирает ресурсы. Нужны преимущественно мягкие инструменты управления, имеющие не столько карающий характер за уже возникшие трагедии, сколько предупреждающий, позволяющий выявлять угрозы на самой ранней стадии их возникновения. А это практически невозможно сделать без участия и вовлечения в этот процесс самих людей на каждом рабочем месте. Поэтому, на мой взгляд, сегодня нужны массовые универсальные образовательные программы со стороны государства, способствующие, с одной стороны, систематизации строительных компаний, с другой – формированию в отрасли культуры высокого качества и эффективности труда, которая просто невозможна без соблюдения безопасных условий на каждом рабочем месте. Можно хотя бы начать с того, чтобы поощрять высокую производительность: бизнес быстро неизбежно будет вовлекать людей в управление, и вопросы охраны труда сами собой встанут на свое почетное место.
А если копнуть еще глубже, то сегодня просто, как воздух, необходимо четко сформулированное государством видение того, какого человека растит строительная отрасль и почему этот человек обеспечит ее будущее. Что он будет считать важным, а что нет? Достаточно ли ему просто научиться класть кирпич, или, может, ему потребуются еще какие навыки, чтобы быть востребованным на рынке? Нужно ли ему процессное и системное мышление? Этика? А если этика, то какая? Пока ответов на эти вопросы нет, строительная отрасль как предмет управления будет находиться в неуправляемых условиях и создавать риски для всех, кто там находится, потому что человек всегда был и остается главным элементом любой социальной системы.