Уважаемы коллеги!
В настоящее время во многих региональных организациях Профсоюза в целях оптимизации работы и снятия дополнительной финансовой нагрузки на профсоюзные организации происходит процесс ликвидации профсоюзных организаций как юридического лица. Какова процедура ликвидации профсоюза как юрлица? Ответам на этот и другие вопросы посвящен очередной номер Информационного бюллетеня.
Какова процедура ликвидации профсоюза как юридического лица?
Профсоюзная организация (профсоюз), зарегистрированная в качестве юридического лица, является общественной организацией, которая, в свою очередь, представляет собой одну из организационно-правовых форм, в которых создаются некоммерческие организации (пп. 2 п. 3 ст. 50ГК РФ, п. 4 ч. 8 ст. 3Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ). Следовательно, к отношениям, возникающим в связи с ликвидацией профсоюзов, применяются нормы ГК РФ, Федерального законаот 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ), Федерального законаот 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) и Федерального законаот 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Основания и порядок внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записей, связанных с ликвидацией юридических лиц, урегулирован Федеральным закономот 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) (смотрите также абзац первый п. 2 ст. 10Закона N 10-ФЗ).
Условно процедуру ликвидации профсоюза можно разделить на несколько этапов.
1. Принятие решения о ликвидации
Принятие решения о ликвидации общественного объединения, включая профсоюз, относится к исключительной компетенции его высшего органа - съезда (конференции) или общего собрания (п. 2 ст. 65.3, п. 2 ст. 123.1ГК РФ, часть третья ст. 8, часть первая ст. 26Закона N 82-ФЗ, п. 3 ст. 29Закона N 7-ФЗ). Такое решение принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с уставом профсоюза (абзац второй п. 4 ст. 29Закона N 7-ФЗ, п. 2 ст. 7Закона N 10-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 62ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62ГК РФ).
Таким образом, процедура ликвидации профсоюза как юридического лица начинается с принятия общим собранием членов (съездом, конференцией) профсоюза решения о его ликвидации. Высший орган профсоюза формирует ликвидационную комиссию или назначает ликвидатора и определяет порядок и сроки ликвидации в соответствии с нормами закона.
2. Уведомление о начале процедуры ликвидации
Согласно п. 1 ст. 62ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующий орган), для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1и 2 ст. 13.1Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации профсоюза и иных сведений, связанных с ликвидацией этого юридического лица, принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, то есть Минюстом России (пп. 1 п. 1Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", п. 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 12.11.2010 N 343).
В силу п. 3 ст. 13.1Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9Закона N 129-ФЗ, приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказомФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в рассматриваемом случае в течение 3 рабочих дней после принятия общим собранием членов (съездом, конференцией) профсоюза решения о ликвидации этого юридического лица руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Минюста России (далее - Территориальное управление) следующие документы:
- уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной ПриказомN ММВ-7-6/25@;
- протокол общего собрания членов (съезда, конференции) профсоюза, содержащий решение о ликвидации профсоюза (п. 1 ст. 20Закона N 129-ФЗ).
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если к моменту направления в Территориальное управление уведомления по форме N P15001 высший орган профсоюза уже сформирует ликвидационную комиссию (назначит ликвидатора), заявителем в этом случае будет выступать, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. "г" п. 1.3 ст. 9Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 приложения N 1 к письмуФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее - Письмо N СА-4-14/1645)).
3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса
На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в журнале "Вестник государственной регистрации" (приказФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации профсоюза (п. 1 ст. 63ГК РФ, п.п. 1, 2 ст. 19Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого профсоюза, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов (съездом, конференцией) профсоюза (п. 2 ст. 63ГК РФ, абзац второй п. 3 ст. 19Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной ПриказомN ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(1).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования к оформлению документов), утвержденных ПриказомN ММВ-7-6/25@). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 ПисьмаN СА-4-14/1645).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении "нулевой" отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами профсоюз должен выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у некоммерческой организации отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале "Вестник государственной регистрации" будет опубликовано сообщение о ликвидации профсоюза.
4. Составление и утверждение ликвидационного баланса
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63и ст. 64ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается высшим органом профсоюза (п. 5 ст. 63ГК РФ, п. 6 ст. 19Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, если у юридического лица нет кредиторской задолженности, необходимость производить расчеты с кредиторами отсутствует. В этом случае, как мы полагаем, выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и "итоговый") могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказомМинфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования "промежуточный ликвидационный баланс" и "ликвидационный баланс" (смотрите в связи с этим письмоФНС России от 07.08.2012 NСА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 ПисьмаN СА-4-14/1645).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица - п. 2 ст. 22Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказомФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).
5. Государственная регистрация ликвидации профсоюза
После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией профсоюза в Территориальное управление в соответствии со ст. 21Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной ПриказомN ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33НК РФ составляет 800 руб.);
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6и п. 2 ст. 11Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ представляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований к оформлению документов.
Срок предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации профсоюза в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней. Не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения о государственной регистрации документы направляются в регистрирующий орган. После этого в течение не более чем 5 рабочих дней регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (п. 1 ст. 8Закона N 129-ФЗ, абзац четвертый п. 22, п. 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455).
Ликвидация профсоюза считается завершенной, а сам профсоюз прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63ГК РФ).
Материал подготовлен с Использованием правовой системы Гарант (Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ