Профсоюз работников строительства и промышленности
строительных материалов Российской Федерации
(Профсоюз строителей России)
Информационный бюллетень
Организация профсоюзного контроля за
состоянием охраны труда
(Выпуск № 5)
Москва, 2014
Уважаемые читатели!
Сборник предназначен для профсоюзных работников, технических инспекторов труда профсоюза и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза.
В серии Информационный бюллетень «Организация профсоюзного контроля за состоянием охраны труда» уже вышли в свет:
Выпуск № 1 в 2009 г. – действующие нормативные акты по охране труда и рекомендации по организации контроля за состоянием охраны труда.
Выпуск № 2 в 2010 г. – почин бригады А.Д. Басова «Работать высокопроизводительно, без травм и аварий».
Выпуск № 3 в 2012 г. – мотивация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, изменения в Трудовом Кодексе.
Выпуск № 4 в 2013 г. – доклад Минтруда «О реализации государственной политики в области охраны труда в РФ в 2012 году».
Этот выпуск информационного бюллетеня посвящен порядку назначения компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, содержит примеры из судебной практики.
Отзывы и пожелания просим сообщать и присылать по адресу: 119119,
г. Москва, Ленинский пр-т, 42, Профсоюз строителей России, тел.: 938-82-36, 938-81-38, факс 930-98-95,е-mail: strop5@mail.ru.
Новый порядок формирования пенсионных прав и начисления пенсии по старости: основные принципы и положения
С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.
Пакет соответствующих законов одобрен Правительством РФ, Федеральным собранием РФ и подписан Президентом РФ.
СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ
Устанавливаются три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Установлено, что права на страховую пенсию будут учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах), исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, наличие страхового стажа (т.е. минимального стажа уплаты страховых взносов) не менее 15 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30.
В 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет. С 6 лет в 2015 году он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год. Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.
С 1 января 2015 года минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, при котором возникает право на назначение страховой пенсии, установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.
Что такое индивидуальный пенсионный коэффициент?
Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы, уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой пенсии по выбранному вами тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10:
Годовой ПК = |
Сумма страховых взносов на формирование страховой части пенсии, уплаченных вашим работодателем с вашей зарплаты по тарифу 10% или 16%* ----------------------------------------------------------------------------------- Сумма страховых взвносов с максимальной взносо- облагаемой по закону зарплаты, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%** |
*максимальное значение ПК (7,39 в 2015 году, 10 – в 2021 году) |
Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС - 22% от фонда оплаты труда работника (максимальный уровень взносооблагаемой зарплаты ежегодно определяется федеральным законом). 6% тарифа страховых взносов с систему ОПС идет на финансирование фиксированной выплаты (до 2015 года – фиксированного базового размера), а 16% является индивидуальным тарифом, уплаченные взносы по которому, по вашему выбору, могут или полностью направляться на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии, или 6% может направляться на формирование ваших пенсионных накоплений, а 10% - на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.
В 2014-2015 годах у граждан 1967 года рождения и моложе есть право выбора варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования: продолжить формирование пенсионных накоплений (тариф 6%) или отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.
Сделав выбор, необходимо подать соответствующее заявление в Пенсионный фонд России.
Если вы никогда не подавали заявление о выборе НПФ или управляющей компании и не сделаете выбор в 2014–15 годах, то все страховые взносы будут поступать на формирование страховой пенсии.
В случае отказа от формирования пенсионных накоплений все ранее сформированные пенсионные накопления будут инвестироваться и выплачены в полном объеме, когда вы получите право на пенсию и обратитесь за ее назначением.
При выборе варианта пенсионного обеспечения важно знать, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой части, и наоборот.
При отказе от формирования пенсионных накоплений максимальный годовой пенсионный коэффициент-10, если продолжаете формировать – 6,25 (с 2021 года).
Страховая пенсия ежегодно увеличивается государством на уровень не ниже инфляции. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки.
В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию.
Чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента!
При расчете годового пенсионного коэффициента учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц (13%).С 2021 года при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное значение годового ПК достигнет 10 с 7,39 в 2015 году. Максимальный годовой коэффициент начисляется, если зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и вы отказались от формирования пенсионных накоплений.
Стоимость пенсионного коэффициента будет ежегодно определяться федеральным законом.
«Нестраховые периоды»
В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом или гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые пенсионные коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.
Так, за период срочной воинской службы начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда: 1,8 пенсионного коэффициента – за каждый год военной службы по призыву.
Периоды отпуска по уходу за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:
— 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,
— 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,
— 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего и четвертого ребенка.
Страховая пенсия в полном объеме по новым правилам будет формироваться у граждан, которые начнут работать в 2015 году.
У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 году будет произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты.
Для граждан, имеющих трудовой стаж: инвалидов I группы, граждан достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия будет назначаться в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения "северных" коэффициентов.
Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.
Ответы на наиболее часто задаваемы вопросы по новой пенсионной формуле
Каковы главные параметры, которые будут влиять на расчет пенсии в соответствии с новым порядком?
На размер пенсии в первую очередь будет влиять:
– размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия. Если работодатель не делал взносы за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования в полном объеме (например, в случае выплаты «серой» заработной платы), этот заработок в формировании пенсионного капитала не участвует;
– длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
– возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.
В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти так называемые «нестраховые периоды» присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.
Будет ли повышен пенсионный возраст?
Пенсионный возраст повышаться не будет. Этот вопрос даже не обсуждается. Общеустановленный пенсионный возраст остается прежним: 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.
При этом создаются значительные стимулы для более позднего выхода на пенсию. По новым правилам обращаться за назначением пенсии позже общеустановленного пенсионного возраста выгодно для граждан. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии ее страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на соответствующие коэффициенты.
Например, если гражданин обратится за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата в составе страховой пенсии будет увеличена на 36%, а страховая часть пенсии – на 45%. если через 10 лет - фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, страховая часть - в 2,32 раза.
Другой пример: если обращение за назначением пенсии будет через 10 лет, то фиксированная выплата будет увеличена в 2,11 раза, а страховая часть пенсии – в 2,32 раза.
Накопительная пенсия также увеличится, поскольку снизится ожидаемый период выплаты, на который для расчета накопительной части пенсии делится сумма пенсионных накоплений.
Для кого вводится новая пенсионная формула – для всех или для тех, кто только начинает работать?
Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступят в трудовую жизнь. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться!
Трудовые пенсии граждан, которые уже назначены (будут назначены до 1 января 2015 года), будут пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете по новым правилам размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 года, то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере.
При этом в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсий будущих пенсионеров и работодателей, которые платят за них страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, предусматриваются переходные положения:
- повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию до 15 лет и минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов до 30 - к 2025 году;
- повышение облагаемой страховыми взносами зарплаты до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и соответствующее увеличение максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента до 10 - к 2021 году.
Чего ожидать от новой пенсионной формулы тем, кто уже на пенсии? Будет ли пересчитываться пенсия нынешних пенсионеров, может ли она быть повышена или понижена?
У нынешних пенсионеров при переходе на новый порядок расчета размер пенсии не снизится. Может вырасти у пенсионеров, имеющих в стаже нестраховые периоды.
Из каких частей будет состоять трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий?
Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию.
К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2014 году – 3 844,98 руб.).
Исчисление размера накопительной пенсии будет производиться путем деления суммы пенсионных накоплений на статистическую величину – ожидаемый период выплаты, определяемый федеральным законом.
На какие виды пенсий распространяется новый порядок?
Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии будет распространяться на все виды трудовых пенсий – по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Основания (условия) для назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца меняться не будут. Для назначения этих видов страховой пенсии достаточно иметь трудовой страховой стаж хотя бы 1 день.
Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета страховой пенсии не распространяется на формирование и назначение пенсий по государственному пенсионному обеспечению (социальных пенсий, за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). Для граждан, имеющих трудовой стаж: инвалидов I группы, граждан достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия будет назначаться в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения «северных» коэффициентов.
На сайтах Министерства труда и социальной защиты РФ и ПФР размещен пенсионный калькулятор, рассчитывающий размер пенсии по новой формуле. Для кого подходит данный пенсионный калькулятор? И для кого он не предназначен?
Пенсионный калькулятор, прежде всего, это навигатор по новой пенсионной формуле, инструмент, позволяющий гражданам понять суть нового порядка расчета пенсий и определить факторы, влияющие на размер собственной будущей пенсии. Калькулятор позволяет оценить динамику потенциального размера пенсии при изменении тех или иных условий – стажа, размера зарплаты, возможности продолжать трудовую деятельность без обращения за назначением пенсии по достижении пенсионного возраста, а также влияние нестраховых периодов.
Калькулятор наиболее эффективен для граждан, которые только начинают работать или начнут работать в 2015 году и далее – т. е. для тех, чья будущая пенсия будет полностью формироваться и рассчитываться в соответствии с новыми правилами.
Граждане, уже имеющие на сегодняшний день трудовой стаж, пользуясь калькулятором, должны принимать во внимание, что часть их пенсионного капитала формировалась по прежним правилам. И при реальном расчете их трудовой пенсии предстоит конвертация их пенсионных прав в пенсионные коэффициенты.
Чем дольше гражданин работал до 2015 года, тем больший объем пенсионных прав у него уже сформирован и тем в большей степени, при прочих равных условиях, размер его страховой пенсии будет зависеть от уже сформированных до 2015 года пенсионных прав. И, соответственно, тем меньше будет влияние новой пенсионной формулы на размер его будущей страховой пенсии.
Поэтому применение данного пенсионного калькулятора не рекомендуется гражданам, которым:
· уже назначена пенсия, так как при переходе на новую формулу им полностью будет сохранен размер ранее назначенной пенсии;
· до наступления пенсионного возраста осталось менее 3-5 лет, так как размер их будущей пенсии в значительной мере будет определяться сформированными до 2015 года пенсионными правами.
Также пенсионный калькулятор не применим для военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, для индивидуальных предпринимателей.
Для граждан: инвалидов I группы, граждан, достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховая пенсия будет назначаться в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения "северных" коэффициентов.
Куда лучше направить отчисления страховых взносов, которые делает мой работодатель – в страховую или накопительную пенсию? Какой тариф выбрать - 0 или 6%?
В 2014-2015 годах у граждан 1967 года рождения и моложе есть право выбора варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования: продолжить формирование пенсионных накоплений (тариф 6%) или отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.
Сделав выбор, необходимо подать соответствующее заявление в Пенсионный фонд России.
Если вы никогда не подавали заявление о выборе НПФ или управляющей компании и не сделаете выбор в 2014–15 годах, то все страховые взносы будут поступать на формирование страховой пенсии.
В случае отказа от формирования пенсионных накоплений все ранее сформированные пенсионные накопления будут инвестироваться и выплачены в полном объеме, когда вы получите право на пенсию и обратитесь за ее назначением.
При выборе варианта пенсионного обеспечения важно знать, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой части, и наоборот.
При отказе от формирования пенсионных накоплений максимальный годовой пенсионный коэффициент-10, если продолжаете формировать – 6,25 (с 2021 года).
Страховая пенсия ежегодно увеличивается государством на уровень не ниже инфляции. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки.
В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию.
Сохранятся ли пенсионные права, заработанные до вступления в силу новой пенсионной формулы? Каким образом будут конвертироваться пенсионные права, заработанные до 2002 года, и права, заработанные с 2002 года до момента вступления в силу новой формулы?
Все сформированные на сегодня пенсионные права сохранятся, и ни в коем случае их размер не будет уменьшен. Это базовый подход, которым руководствовались при разработке нового порядка формирования пенсионных прав и исчисления пенсий.
Чтобы с 1 января 2015 года ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии, в течение 2014 года будет проводиться конвертация пенсионных прав граждан, сформированных до 1 января 2015 года.
Конвертацию будет проводить Пенсионный фонд России. Конвертация будет проводиться в беззаявительном порядке. Обращаться в ПФР для этого гражданам не нужно!
База персонифицированного учета ПФР содержит все необходимые сведения о расчетном пенсионном капитале, стаже и заработной плате каждого участника системы обязательного пенсионного страхования, чтобы пересчитать его уже сформированные пенсионные права в пенсионные коэффициенты.
Как после принятия новой формулы будут повышаться страховые пенсии? По каким правилам?
Как и раньше, страховая пенсия будет гарантированно увеличиваться государством минимум по росту потребительских цен за прошедший год (не ниже инфляции). Также ежегодно по инфляции будет увеличиваться и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Рост размера накопительной пенсии будет зависеть от уровня дохода при инвестировании средств пенсионных накоплений гражданина управляющей компанией (НПФ).
Сколько лет стажа и сколько пенсионных коэффициентов надо будет иметь для получения права на страховую пенсию? На что будут жить в старости те, кто не заработает минимальный необходимый трудовой стаж?
C 2024 года минимальный страховой стаж для получения страховой пенсии по старости достигнет 15 лет. При этом в 2015 году он будет составлять 6 лет и ежегодно будет увеличиваться на один год. Те, у кого к 2024 году страховой стаж будет менее 15 лет, будут иметь право обратиться в ПФР за социальной пенсией, но в возрасте 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины), в то время как право на страховую пенсию возникает в 55 и 60 лет соответственно.
Второе условие для назначения страховой пенсии по достижении пенсионного возраста – это необходимость сформировать пенсионные права в объеме 30 пенсионных коэффициентов.
Если гражданин признан в установленном порядке инвалидом, то ему сразу же назначается пенсия – страховая (если у него есть хоть один день трудового (страхового) стажа) или социальная (если стажа нет вообще).
Новая формула должна мотивировать людей на более поздний выход на пенсию. Насколько будет выгодно выходить на пенсию позже? Какие надбавки к пенсии будут за большой страховой стаж?
По новым правилам выходить позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты, но не более 10 лет.
Например, если гражданин обратиться за назначением страховой пенсии через три года после достижения общеустановленного пенсионного возраста, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 10 лет, то фиксированный платеж будет увеличен в 2,11 раза, а страховая часть – в 2,32 раза.
Какие нетрудовые периоды будут засчитываться в стаж по новой формуле?
В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж следующие социально значимые периоды жизни человека:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (всего 4 ребенка), но не более 6 лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- период проживания за границей супругов дипломатов и консулов, но не более пяти лет в общей сложности.
Будут ли с 1 января 2015 года сохранены пенсии для досрочников?
Досрочные пенсии будут сохранены в полном объеме.
У работника, имеющего необходимый стаж на вредном или опасном производстве, право на трудовую пенсию будет возникать до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
В настоящее время на общественное и экспертное обсуждение вынесен законопроект о постепенном преобразовании института досрочных пенсий в корпоративные пенсионные системы. Законопроект предусматривает механизмы стимулирования работодателей, которые предлагают своим работникам на вредных и опасных производствах участвовать в корпоративных пенсионных системах, что обеспечивает гражданам дополнительное
Новая формула будет введена сразу или планируется постепенный переход к новым правилам расчета пенсионных прав?
Планируется, что новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости будет введен с 1 января 2015 года. При этом новые правила начисления пенсии в полном объеме будут введены:
– в 2021 году в части доведения предельно облагаемой зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы по тарифу 22%, до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и доведения максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента с 7,39 в 2015 году до 10 – в 2021 году;
– в 2025 году в части доведения минимально требуемого стажа для получения права на пенсию до 15 лет и минимального количества сформированных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году.
Новые правила исчисления пенсии в полном объёме будут действовать для граждан, которые начнут трудовую деятельность в 2015 году.
Отменят ли с 1 января 2015 года «северный» коэффициент, применяемый в настоящее время к фиксированному базовому размеру трудовой пенсии?
В настоящее время «северный» коэффициент увеличивает фиксированный базовый размер (ФБР) страховой части трудовой пенсии. После введения нового порядка расчета пенсий к страховой пенсии также будет назначаться фиксированная выплата – аналог сегодняшнего фиксированного базового размера. Таким образом «северный» коэффициент сохранится и будет увеличивать фиксированную выплату на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство РФ в зависимости от района проживания на период проживания «северян» в этих районах.
Это же правило будет распространяться на пенсии пенсионеров, которые переехали из района с обычными природно-климатическими условиями в районы Крайнего Севера или в местности, приравненные к ним.
Будет ли в России платиться по-прежнему социальная пенсия? И социальные доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума?
Новая пенсионная формула не будет применяться к назначению пенсий по государственному пенсионному обеспечению – она предназначения исключительно для назначения пенсий гражданам, имеющим трудовой стаж.
При этом если общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, ему по-прежнему будет устанавливаться социальная доплата к пенсии до ПМП в регионе. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются все виды пенсий, ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг), дополнительное материальное обеспечение и другие меры социальной поддержки.
Изменится ли ожидаемый период выплаты пенсии в новой пенсионной формуле?
Показатель «ожидаемый период выплаты» при расчете страховой пенсии за периоды страхового стажа после 1 января 2015 года применяться не будет.
При этом порядок расчета накопительной пенсии останется прежним, и ожидаемый период выплаты будет использоваться. Для расчета накопительной пенсии граждан, выходящих на пенсию по достижении установленного возраста, он сегодня составляет 228 месяцев. Если, например, обратиться за назначением накопительной части трудовой пенсии на три года позднее достижения пенсионного возраста, то сумма пенсионных накоплений делится на ожидаемый период выплаты пенсии, уменьшенный на 36 месяцев. Этот показатель ежегодно утверждается федеральным законом.
Будет ли размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности зависеть от группы инвалидности?
Да. Фиксированная выплата будет устанавливаться в зависимости от группы инвалидности, а также наличия нетрудоспособных иждивенцев.
Будет ли сохранено право для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов, обращаться за назначением пенсии досрочно?
Да. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости будет предоставлено женщинам, родившим пятерых и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет, опекунам ребенка-инвалида или гражданину, являвшемуся опекуном ребенка-инвалида, воспитавшим его до достижения им возраста 8 лет.
Какой будет фиксированная выплата в составе страховой пенсии для жителей северных регионов и приравненных к ним местностей?
Повышение фиксированной выплаты для «северян» будет осуществляться в том же порядке, что и определение фиксированного базового размера пенсий в действующем законодательстве.
Правительство утвердило списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых
досрочно назначается страховая пенсия по старости.
Сразу необходимо успокоить всех льготников, которые сегодня трудятся на вредных и опасных производствах: все ваши пенсионные права остаются в полном объеме, принятое решение позволит не допустить ухудшения пенсионного обеспечения, на которое застрахованные лица рассчитывали до введения в действие нового пенсионного законодательства. Об этом заверили в Минтруде России, который и подготовил документ.
Данное постановление правительства (N 665 от 16 июля 2014 г.), по сути, пролонгировало действие предыдущего аналогичного документа и закрепило перечень ныне действующих "списков вредности", дающих право на досрочную пенсию, а также правил исчисления льготных периодов работы.
Принятие постановления, подчеркивают в Минтруде, не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения ныне действующих в этой области нормативных правовых актов правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Более того, документ прямо указывает на то, что старые нормы продолжают действовать. Некоторые перечни, списки и правила исчисления льготного стажа датируются 50-60-ми годами прошлого века.
Например, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется так называемый Список N 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года.
Однако к тем работникам данных отраслей, у которых льготный трудовой стаж начался до 1 января 1992 года, будет применяться более ранний документ - Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года.
Таким образом, прослеживается четкая преемственность нормативной базы советского периода и нынешнего в отношении льготных категорий работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию.
Аналогичная ситуация и со Списком N 2, в который входят производства, цеха, профессии и должности с тяжелыми условиями труда.
Как и прежде, при досрочном назначении страховой пенсии по старости женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, применяется Список производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет, утвержденный постановлением правительства РФ от 1 марта 1992 г. N 130 и более ранний список, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1021.
Вообще "списков вредности" в нашем законодательстве довольно много, и все они остаются в действии. Среди прочих есть в них такие профессии, как рабочие локомотивных бригад, лесозаготовители, горнорабочие, спасатели, моряки, летчики, пожарные, учителя, некоторые категории медицинских работников. И для каждой из этих категорий работников или организаций были в свое время составлены свои списки, которые действуют и по сей день, хотя в период обсуждения пенсионной реформы многих из них предлагалось вывести из разряда пенсионных льготников.
Например, много дискуссий было вокруг учителей, работу которых по степени вредности весьма трудно сравнить с работой шахтера или мартеновца. В свое время льготный выход на пенсию для учителей был своеобразной компенсацией за низкую зарплату. Теперь ситуация изменилась, и стали звучать предложения отказать учителям в досрочной пенсии. Тем не менее на сегодняшний день, и не только на сегодняшний, все эти работники сохраняют свои привилегии при оформлении пенсии.
Постановление вступает в силу с даты вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" - с 1 января 2015 года.
"Российская газета" - Федеральный выпуск №6435 (163)
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 мая 2014 г. N 15-1/ООГ-486
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращение о предоставлении гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.
Сообщаем, что с 1 января 2014 г. вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда". В соответствии с ними в статьи 92, 117и 147Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.
С учетом изложенного вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда после вступления в силу указанных федеральных законов урегулированы, в связи с чем постановлениеПравительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" будет признано утратившим силу.
Соответствующий проектпостановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" подготовлен к внесению в Правительство Российской Федерации.
В этой связи Минтрудом России было снято с официального сайта информационное письмоот 13 февраля 2013 г. "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочей недели, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870".
Заместитель директора Департамента
условий и охраны труда
П.С.СЕРГЕЕВ
Комментарий:Министерство обратило внимание на то, что с 1 января нынешнего года размеры гарантий и компенсаций, предоставляемых по результатам специальной оценки условий труда, регламентированы в ТК, а именно:
- в ст. 92: для лиц, условия труда на рабочих местах которых по результатам спецоценки отнесены к вредным (3-й или 4-й степени) или опасным, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.
- в ст. 117: сотрудникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам спецоценки отнесены к вредным (2, 3 или 4-й степени) либо опасным, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью 7 календарных дней.
- в ст. 147: работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, оплата труда повышается минимум на 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 №870 будет признано утратившим силу. Соответствующий проект постановления уже подготовлен.
Названным постановлением были предусмотрены те же размеры компенсаций. А вот категории работников, имеющих на них право, были обширнее – речь шла обо всех работниках, занятых на работах с тяжелыми, вредными, опасными и иными условиями труда. Теперь же сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается и дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только работникам с определенным классом условий труда.
Доказали и работодателям, и судьям |
|
|
|
Юристы Кемеровской территориальной профсоюзной организации Горно-металлургического профсоюза России доказали в суде, что пострадавшим на производстве нужно выплачивать не только больничный лист, но и утраченный заработок. С работником ОАО «НКВЗ», трудившимся на предприятии электросварщиком на автоматических и полуавтоматических машинах, по вине работодателя в августе 2012 года произошел тяжелый несчастный случай на производстве. Он получил открытую черепно-мозговую травму, перенес две сложные операции, со дня травмы и по 30 марта 2013 года находился на больничном. Ему было установлено 30% утраты трудоспособности. После того, как работодатель отказался оплатить пострадавшему компенсацию морального вреда и утраченный заработок, он обратился в суд. Защищали его в суде профсоюзные юристы Кемеровской ТПО ГМПР. Суд взыскал с ответчика утраченный заработок и компенсацию морального вреда. Общая сумма составила более 460 тысяч рублей. Главный правовой инспектор труда ГМПР по Кемеровской области Анатолий Белинин так прокомментировал итоги судебного разбирательства: – Несмотря на то, что по вине работодателя произошел такой тяжелый несчастный случай, пострадавшему не была возмещена компенсация морального вреда, не был возмещен и утраченный заработок за тот период, когда он находился на больничном. Раз работодатель, причинив вред здоровью работника, лишил его возможности трудиться и зарабатывать деньги, то он должен возместить работнику утраченный заработок. Пришлось обращаться в суд и доказывать, что выплата пенсий и любых других пособий не идет в расчет утраченного заработка и никак не влияет на обязанность работодателя возместить пострадавшему утраченный заработок, а также компенсацию морального вреда. К сожалению, у наших работодателей такое представление, что раз 100 процентов заработка по больничному листу оплатили, то значит все, с них взятки гладки, и они больше ничего не должны. Поэтому пришлось провести это дело. Более того, подобная ситуация возникла не только на этом предприятии, но и в ООО «Мечел-Энерго». Там работник после травмы еще более длительное время находился на больничном, и ему также оплатили только больничный. Также по суду взыскали с работодателя компенсацию морального вреда и утраченный заработок. И в том и в другом случае суммы эти, конечно, очень большие, потому что люди по многу месяцев проболели, и за это время должна была сохраниться их средняя заработная плата. Могу сказать, что подобная картина оказалась повсеместной, все работодатели допускают такие нарушения. В 2013 году нам пришлось первое такое дело провести через президиум Кемеровского областного суда. Оказалось, что до этого даже суды первой и второй инстанции ситуацию не понимали правильно. Так и думали, что раз человеку после травмы заплатили больничный, то платить ему больше ничего не надо. Поэтому первое дело проходило очень тяжело. Сначала суд первой инстанции отказал в удовлетворении таких требований. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда тоже отказала, оставила это решение в силе. И только подав кассационную жалобу через президиум областного суда, нам удалось доказать, что в таких случаях, помимо больничного листа, необходимо полностью компенсировать утраченный заработок. Таким образом, мы сформировали судебную практику, и теперь уже все суды знают, что если такие иски предъявляются, то их надо удовлетворять. Дело осталось за малым – донести это еще и до работодателей, чтобы они перестали нарушать права работников.
(Информационно-аналитический сектор Федерации профсоюзных организаций Кузбасса)
|
|
Профсоюз помог восстановиться на работе |
|
|
|
В январе этого года машинист башенного крана, работник предприятия «Керенг-Строй», был отстранен от работы, а позже и вовсе уволен за нарушение техники безопасности при выполнении своих должностных обязанностей, приведшее к возникновению аварийной ситуации. Уволенный сотрудник рассказал, что при осуществлении им подъема груза краном произошел удар подвесного крюка по стреле, в результате чего оборвался грузовой канат и крюк упал и деформировался. Действия начальства в отношении себя работник посчитал незаконными и подал заявление в суд. По его мнению, работодатель сам не обеспечил безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны труда, так как на кране в момент аварии отсутствовал прибор безопасности (регистратор параметров), который указывает высоту подъема и заблаговременно предупреждает о предельном подъеме груза. Однако попытки отстоять свои права самому оказались тщетны – Железнодорожный районный суд г. Хабаровска отказал работнику в восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и возмещении морального вреда. Тогда крановщик обратился за помощью к профсоюзным защитникам. Юристы отдела правовой и социальной защиты Хабаровского крайпрофобъединения, изучив материалы дела, помогли уволенному сотруднику составить и подать апелляционную жалобу, а затем представляли его интересы в судебном заседании. Профсоюзные правозащитники доказали, что ранее вынесенное решение суда является незаконным и подлежит отмене, так как основывается на выводах, не соответствующих обстоятельствам дела и требованиям нормативно-правовых актов. Работодатель не имел право допускать крановщика к выполнению своих должностных обязанностей, так как работа на кране при отсутствии прибора безопасности запрещена. К тому же, истинная причина аварии в судебном заседании установлена не была. Учтя мнение юристов крайпрофобъединения, судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда отменила решение суда первой инстанции и вынесла новое решение по делу, в котором постановила восстановить в должности работника «Керенг-Строй», а с работодателя взыскать в его пользу свыше 370 тысяч рублей на выплату зарплаты во время простоя, вынужденного прогула и компенсации за причинение морального вреда. (Пресс-служба Хабаровского крайпрофобъединения) |
|
Судебная практика Профсоюза (по материалам работы правовой и технической инспекций труда Свердловской областной организации профсоюза)
06.03.2013 г. Кировский районный суд г. Екатеринбурга вынес законное и обоснованное решение о взыскании с ООО «Метрострой ПТС» в пользу работника Дюкова Ю.И. компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
Поводом для данного судебного спора послужил отказ работодателя добровольно возместить бывшему работнику, члену профсоюза, моральный вред, связанный с причинением вреда здоровью.
В 2011 году проходчик 5 разряда Дюков Ю.И. при исполнении трудовых обязанностей получил профессиональное заболевание легких.
По заключению медико-социальной экспертизы ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 10% с лишением возможности работы по своей профессии.
За защитой трудовых прав Дюков Ю.И. обратился в Обком профсоюза строителей, где главным правовым инспектором ему была оказана правовая помощь в подготовке исковых документов для обращения в суд и в представлении его интересов непосредственно в суде.
В ходе судебных заседаний суд согласился с доводами и аргументами представителя истца и принял судебное решение в пользу работника. Суд взыскал с работодателя компенсацию морального вреда в связи с получением работником во время работы профессионального заболевания. Указанное решение вступило в законную силу 12.04.2013 года.
22.05.2013 г. в Свердловский обком профсоюза строителей за правовой помощью обратилась гр. Лобанова О.А. (мать погибшего работника) по вопросу судебного взыскания денежных выплат с работодателя.
14 декабря 2012 г. погиб ее сын – машинист трубоукладчика ООО «Ява-Холдинг» Лобанов Алексей Михайлович в результате несчастного случая на производстве, о чем свидетельствует акт № 1 о несчастном случае на производстве от 31.01.2013 г.
В ходе расследования установлено, что несчастный случай со смертельным исходом произошел на территории вахтового городка линейного управления № 1 ООО «Ява-Холдинг» в рабочее время при исполнении работником трудовых обязанностей.
В соответствии с п.7.2. Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011-2013 годы «В случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве работодатель предоставляет сверх установленной законодательство материальной помощи единовременную денежную компенсацию в размере 1000000 рублей семье погибшего (родителям)».
На основании ст. 48 ТК РФ указанное отраслевое соглашение полностью распространяется на данное предприятие.
Главным правовым инспектором Обкома профсоюза строителей подготовлено и направлено письменное обращение в адрес работодателя с требованием произвести единовременную денежную выплату в размере 1000000 рублей матери погибшего работника. В результате длительных переговоров с представителями работодателя, Свердловскому обкому профсоюза строителей удалось без судебного вмешательства договориться и заключить соглашение с ООО «Ява-Холдинг» об указанных выплатах. В настоящее время все предусмотренные Федеральным отраслевым соглашением выплаты добровольно произведены работодателем матери погибшего работника без судебного вмешательства.
29.07.2013 г. г. вступило в силу решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга о взыскании с работодателя в пользу матери погибшего работника в результате несчастного случая на производстве единовременной денежной компенсации в размере 1000000 рублей и компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
В Свердловский обком профсоюза строителей за правовой помощью обратилась Горкунова Людмила Александровна. Ее сын, Горкунов Антон Олегович, 1988 г.р., работал по трудовому договору в ООО «Метеорит и Ко» в должности арматурщика. Стаж работы на данном предприятии составил два года.
28 мая 2012 года он погиб в результате несчастного случая на производстве, о чем свидетельствует акт №2 о несчастном случае на производствеот 05.10.2012 г. и свидетельство о смерти от 14.06.2012 г.
В ходе расследования установлено, что несчастный случай со смертельным исходом произошел по вине ответчика на строительном объекте предприятия в рабочее время при исполнении Горкуновым А.О. трудовых обязанностей.
На основании статьи 184 Трудового кодекса РФ «При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве работнику (его семье) возмещаются соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций определяются федеральными законами».
В соответствии с п.7.2 Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011-2013 г.г. и п. 5.3.20 Отраслевого соглашения по строительству, промышленности строительных материалов, проектным, научными и изыскательским организациям строительного комплекса Свердловской области на 2012-2014 г.г. «В случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве работодатель представляет сверхустановленной законодательством материальной помощи единовременную денежную компенсацию в размере 1000000 рублей семье погибшего (родителям)».
Несмотря на то, что указанные Отраслевые соглашения действуют в отношении ООО «Метеорит и Ко» на основании ст.48 ТК РФ, работодатель добровольно не произвел указанные выплаты.
Свердловский обком профсоюза оказал матери погибшего работника квалифицированную юридическую помощь. Главный правовой инспектор подготовил соответствующие документы, направил их в суд и в дальнейшем представлял интересы Горкуновой Л.А. в суде. В ходе судебных разбирательств, суд вынес решение в пользу матери погибшего работника. Свердловская областная организация профсоюза строителей России, оказывает правовую помощь и судебную защиту интересов семьи погибшего вне зависимости являлся ли погибший работник в результате несчастного случая на производстве членом профсоюза. Судебная практика показывает, что в аналогичных случаях, все исковые требования по выплатам, предусмотренным отраслевым соглашениями, удовлетворяются судами в пользу семьи погибшего работника.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 июня 2014 г. N 412н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О КОМИТЕТЕ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В соответствии с подпунктом 5.2.41Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2013, N 22, ст. 2809; N 36, ст. 4578; N 37, ст. 4703; N 45, ст. 5822; N 46, ст. 5952; 2014, N 21, ст. 2710), приказываю:
Утвердить Типовое положениео комитете (комиссии) по охране труда согласно приложению.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации
от 24 июня 2014г.№412н
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
1. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей 218Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) с целью организации совместных действий работодателя, работников, выборного органапервичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников.
2. На основе Положения приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа утверждается положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее - Комитет) с учетом специфики деятельности работодателя.
3. Положение предусматривает основные задачи, функции и права Комитета.
4. Комитет является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства.
5. Комитет взаимодействует с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, на территории которого осуществляет деятельность работодатель, органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства указанного субъекта Российской Федерации, другими органами государственного надзора (контроля), а также с технической инспекцией труда профсоюзов.
6. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными актами работодателя.
7. Задачами Комитета являются:
а) разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
б) организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда;
в) содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасныхусловиях труда,средствах индивидуальной защиты.
8. Функциями Комитета являются:
а) рассмотрение предложений работодателя, работников, выборногооргана первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда;
б) содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения в установленном порядкеинструктажей по охране труда;
в) участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
г) информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
д) информирование работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда;
е) информирование работников о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, содействие осуществляемому службой охраны труда работодателя контролю за обеспечением ими работников, правильностью их применения, организацией их хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;
ж) содействие службе охраны труда работодателя в мероприятиях по организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве;
з) содействие своевременной бесплатной выдаче в установленном порядкеработникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;
и) содействие службе охраны труда работодателя в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
к) содействие службе охраны труда работодателя во внедрении более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с цельюсоздания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда;
л) подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию организации работ с целью обеспечения охраны труда и сохранения здоровья работников, созданию системы поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда;
м) подготовка и представление работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации или иному уполномоченному работниками представительному органу предложений по разработке проектов локальных нормативных актов по охране труда, участие в разработке и рассмотрении указанных проектов.
9. Для осуществления возложенных функций Комитет вправе:
а) получать от службы охраны труда работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;
б) заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;
в) заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;
д) вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;
е) содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.
10. Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессионального союза или иного представительного органа работников.
11. Численность членов Комитета определяется в зависимости от численности работников, занятых у работодателя, количества структурных подразделений, специфики производства и других особенностей по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.
12. Выдвижение в Комитет представителей работников может осуществляться на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он объединяет более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представители работодателя выдвигаются работодателем. Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
13. Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда работодателя.
14. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета.
15. Члены Комитета должны проходить в установленном порядке обучение по охране труда за счет средств работодателя или средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами <1>.
--------------------------------
<1> ПриказМинтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2012 г. N 26440).
16. Члены Комитета отчитываются не реже одного раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в Комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзыватьсвоих представителей из состава Комитета и назначать вместо них новых представителей.
17. Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.
Содержание
Новый порядок формирования пенсионных прав и начисления пенсии по старости: основные принципы и положения …………………… 3
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по новой пенсионной формуле (ответы Пенсионного Фонда) ………………………..7
Назначение льготных пенсий по-новому (Правительство утвердило списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений,
с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости) ……………………………………………………………………......17
Письмо Минтруда РФ № 15-1/ООГ-486 от 20.05.2014 г. и комментарий к порядку предоставления гарантий (компенсаций) за
работу во вредных (опасных) условиях труда ……………………………..19
Доказали и работодателям, и судьям (судебная практика ФНПР).....…21
Судебная практика Профсоюза строителей (по материалам работы правовой и технической инспекций труда Свердловской областной организации
профсоюза) ……………………………………………………..........................24
Приказ Минтруда РФ от 24.06.2014 г. № 412н «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда» …………..27