Утверждены постановлением
ЦК профсоюза 01.06. 2011 г. № 2-2
Рекомендации
по внедрению эффективной системы организации охраны труда в строительной отрасли стран СНГ и задачи профсоюзов – членских организаций МКП «Строитель» в этой сфере деятельности
1. Добиваться совершенствования законодательной базы и на её основе всей системы общественного профсоюзного контроля за обеспечением работодателями здоровых и безопасных условий труда на производстве, соблюдением трудовых прав и социальных гарантий работающих.
2. Всемерно и настойчиво способствовать решению проблемы фактического равноправного взаимодействия профсоюзов с органами власти и управления, в том числе и на межгосударственном уровне, с предпринимательскими структурами по вопросам охраны труда, здоровья и правовой защищённости работников.
3. Инициировать и последовательно с использованием всех средств добиваться внедрения на каждом предприятии, в каждой организации современной и эффективной системы управления охраной труда (СУОТ), основными элементами которой признать:
3.1. создание в организации условий, при которых охрана труда становится для руководителей всех уровней и звеньев приоритетной задачей её развития и признание СУОТ для каждого коллектива проектом высшего уровня; охрана труда реализуется как часть корпоративной культуры организации, для внедрения которой выполняются все необходимые требования; каждый работник должен быть заинтересован в этой работе и иметь возможность участвовать в деятельности, связанной с обеспечением безопасности труда, а руководство организации высшего уровня должно на практике демонстрировать, что безопасность является одним из приоритетов организации;
3.2. введение в практику организации обязательного непрерывного обучения кадров в области охраны труда; поощрение стремления к образованию и совершенствованию каждого работника; наиболее важным итогом обучения по охране труда должно стать усвоение обучающимися принципа усиления личной ответственности за свои здоровье и безопасность, повышение компетентности и осведомлённости в области охраны труда.
Учитывая необходимость массового обучения новым методам работы в области охраны труда, должны создаваться условия для открытого образования работников на основе дистанционных методов обучения (интернет-технологии, видеоконференции и др.), а также использоваться индивидуальное обучение на основе информационных технологий;
3.3. введение, с целью повышения роли непрерывного обучения кадров, практики ежеквартальной проверки вышестоящим работником знаний своих подчинённых с помощью квалификационных тестов, которыми должны заканчиваться все локальные нормативные правовые акты (стандарты предприятия, методики, инструкции по охране труда и т.п.), применяемые в структурных подразделениях, цехах и на рабочих местах;
3.4. рассмотрение в качестве первостепенной необходимости обучения руководителей приверженности принципам охраны труда, как основной составляющей успешного выполнения программы управления. Только овладев принципами приверженности вопросам безопасности, они будут заинтересованы в постоянном освоении работниками новых знаний в области охраны труда. Чтобы обеспечить максимальную эффективность программы, приверженность этим принципам должна распространяться сверху вниз на все уровни организации. Безопасность необходимо рассматривать как важную область деятельности, совместимую с другими производственными задачами;
3.5. признание среди самых важных факторов в управлении безопасностью мотивации работников. В реализации этого принципа исходить из того, что люди мотивируют себя сами, но для этого руководству организации надо создать такой климат, в котором награда за безопасное поведение отвечает желаниям и потребностям всех работников организации. Главным в работе с людьми должно стать не наказание за ошибки (за ошибки, а не за вину), а поощрение за проведение предупредительных мер по обеспечению безопасности. Важно создать в организации хороший социальный климат доверия, партнёрства и взаимного уважения как по вертикали, так и по горизонтали;
3.6. переход от контроля за обеспечением безопасности к управлению безопасностью. Необходимость перехода к управлению безопасностью определяется несколькими факторами. Прежде всего, на уровне предприятий делается акцент на приоритетности организационной культуры, повышении ответственности, приверженности руководителей предприятий определённым целям через анализ рисков, на мотивации людей к безопасному и высокопроизводительному труду. На уровне надзорных и контролирующих органов это связано с переходом от надзора за объектами к надзору за функционированием систем управления безопасностью в организациях, эффективность которых подтверждается аудитом. Системы управления охраной труда должны строиться с учётом достижений современного менеджмента и международных стандартов в области управления безопасностью;
3.7. чёткое определение роли ответственности и полномочий в области обеспечения безопасности каждого работника. Исходить из того, что эффективное внедрение СУОТ может быть достигнуто только при активном участии всех работников организации. Распределение ответственности и полномочий среди должностных лиц должно быть персональным, что позволит создать эффективное взаимодействие среди руководителей и подразделений, которые они возглавляют. Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков и т.п., следует предусматривать различные формы поощрения и исключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, другие происшествия для тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального партнёрства, социального удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чём особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых во многом зависит обеспечение безопасности, соблюдения дисциплины и порядка на рабочих местах;
3.8. введение в практику на плановой основе регулярного проведения поведенческого аудита безопасности, смысл которого – оценить людей и их поведение при осуществлении деятельности на рабочих местах, становящегося частью СУОТ и относящегося к функции управления – контролю, основанному на наблюдении за действиями работника во время выполнения им производственного задания и рабочим местом работника с точки зрения условий безопасности. Проведение поведенческого аудита должно быть регулярным и в нём должны принимать участие руководители и специалисты всех уровней управления организацией. Рассматривать анализ результатов аудита в качестве ключевого звена в совершенствовании управления охраной труда, поскольку он позволит выявлять частоту опасных действий (условий, ситуаций), происходящих на конкретных участках или относящихся к конкретным видам работ. Увеличение частоты опасных действий (условий) свидетельствует о неблагополучности с безопасностью в отдельных подразделениях, необходимости принятия дополнительных мер и внесения изменений в отдельные процедуры управления безопасностью;
3.9. обязательное введение приоритета, по которому закупки оборудования и средств индивидуальной защиты определяются их функциональными свойствами, а не ценой. Главное - не деньги, а безопасность и безвредность. При поиске новых поставщиков (подрядчиков) и закупке новых видов оборудования, товаров и услуг рекомендуется рассылать опросный лист со сведениями о состоянии охраны труда поставщика. При окончательном выборе поставщика учитывается полученная информация о выполнении им требований охраны труда, связанных с его продукцией или услугами;
3.10. постоянная обязательная постановка цели и последовательное обеспечение её реализации. Цели организации в области охраны труда – прогнозируемые и планируемые результаты, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии с политикой, направленной на последовательное улучшение условий и охраны труда, разрабатываемой на основе информации о функционировании СУОТ, результатах оценки риска и выявленных несоответствий;
3.11. обязательное определение методов оценки результативности работы в области охраны труда. Система измерения результативности деятельности по охране здоровья и безопасности труда должна включать в себя оценку состояния охраны здоровья и безопасности труда в организации, эффективности функционирования и результативности СУОТ, качества и полноты ответственности работников в области охраны труда; позволять объективно оценивать выполнение конкретными работниками обязанностей по охране труда. Наряду с этим измерение результативности даёт информацию для планирования дальнейшей работы по охране труда, материального и морального стимулирования работников, совершенствования форм и методов работы по обеспечению безопасности труда, корректировки документов, регламентирующих работу по охране труда. Оценка состояния безопасности и гигиены труда должна производиться по результатам аттестации рабочих мест;
3.12. организация регулярного проведения дней безопасности труда. В соответствии с мониторингом условий и охраны труда в организации проводятся регулярные Дни охраны труда с целью привлечения внимания органов власти, работодателей и всех работников организации к проблемам предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Учитывая, что по инициативе МОТ с 2003 года ежегодно проводится Всемирный день охраны труда, таким образом способствовать продвижению идеи активного предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, приоритета предупреждающих мероприятий обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья на работе;
3.13. отказ от пустых лозунгов, призывов по охране труда. Исходить из правила, что достижения в области обеспечения безопасности должны быть последовательными, исходящими из достигнутого уровня безопасности, с ориентацией на чётко запланированные мероприятия;
3.14. переход в перспективе на разработку и внедрение интегрированных систем управления охраной труда, промышленной безопасностью и экологией (СУОТ, ПБ и Э), что в условиях экономического и финансового кризиса, когда выделяется значительно меньше финансовых средств на предупредительные мероприятия в области охраны труда и другие направления обеспечения безопасности, позволяет:
- перейти к комплексному решению снижения потерь в организации, а значит, повысить эффективность и экономичность производства за счёт предупреждения несчастных случаев, аварий, загрязнения окружающей среды;
- значительно снизить затраты на разработку отдельных систем управления по этим направлениям;
- упростить понимание специалистами и персоналом документов, регламентирующих процедуры обеспечения безопасности и безвредности производства.