Приложение № 6 к
протоколу Второго заседания
VIIСъезда Профсоюза
Основные направления деятельности Профсоюза по защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза на 2021-2025 годы
Введение
Социально-экономический кризис в России, приведший к значительному падению уровня жизни населения, не обошел своим негативным влиянием трудовые коллективы строительной отрасли и промышленности строительных материалов. Продолжаются попытки государства, работодателей решить за счет работников проблемы, которые возникли в результате некомпетентных решений, неумелого управления и желания получить сиюминутную выгоду.
В этих условиях Профсоюз продолжает испытывать трудности при реализации своих первоочередных задач, что негативно отражается на его авторитете и ведет к сокращению численности рядов профсоюза. Это диктует поиск новых подходов к ведению профсоюзной работы, что и должно стать приоритетным направлением деятельности Профсоюза на ближайшие годы.
1 июля 2020 года профсоюзы поддержали принятие поправок в Конституцию Российской Федерации, в том числе и ст. 37, в соответствии которой каждый гражданин нашей страны имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Руководствуясь решениями XСъезда Федерации Независимых Профсоюзов России и VIIСъезда Профсоюза строителей России в условиях преодоления кризисных явлений в экономике страны, вызванных, в том числе и последствиями ограничительных мер в связи с COVID-19, в целях обеспечения социальной защищенности, создания условий для сохранения и улучшения уровня и качества жизни работников, членов профсоюза строительной отрасли и промышленности строительных материалов, профсоюзным организациям необходимо сконцентрировать усилия на реализации следующих направлений деятельности на предстоящий период.
1. В области защиты социально-трудовых прав и экономических интересов:
1.1 Содействовать реализации целей, задач и принципов Программы «За справедливую экономику!», принятой XСъездом ФНПР;
1.2 Отстаивать социально-экономические права и интересы работников строительства и промышленности строительных материалов в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней, в трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, в коллективных переговорах с работодателями при заключении отраслевых соглашений, коллективных договоров, соглашений;
1.3 Развивать и совершенствовать социальное партнерство на отраслевом уровне с Министерством строительства и ЖКХ РФ и Минпромторгом России, Российским Союзом строителей, НОСТРОЙ, Национальным объединением проектировщиков и изыскателей, другими отраслевыми профессиональными объединениями, добиваясь повышения ответственности сторон за выполнение заключенных соглашений;
1.4 Повышать эффективность коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе включения в соглашения и коллективные договоры конкретных положений, ориентированных на конечные результаты;
1.5 Участвовать в разработке программ обеспечения занятости работников в организациях, способствующих сохранению рабочих мест и созданию условий эффективной занятости;
1.6 Добиваться поэтапного снижения доли иностранных работников, используемых в строительной отрасли;
1.7 Устанавливать минимальные гарантии в оплате труда в региональных отраслевых соглашениях, соглашениях компаний, коллективных договорах в размере не ниже установленного в Отраслевом соглашении, заключенном на Федеральном уровне.
1.8 Добиваться установления средней заработной платы работников в организации на уровне не ниже пятикратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
1.9 Добиваться достижения реального уровня заработной платы, учитывающего фактический рост потребительских цен;
1.10 Осуществлять постоянный профсоюзный мониторинг социально-экономической ситуации в организациях строительства и промышленности строительных материалов;
1.11 Принимать меры по недопущению появления и роста задолженности по выплате заработной платы;
1.12 Не допускать пересмотра работодателем в одностороннем порядке положений коллективных договоров;
1.13 Защищать интересы работников в ходе перехода к системе тарификации работ на основе профессиональных стандартов и квалификационных требований;
1.14 Не допускать ухудшения условий предоставления досрочных пенсий работникам, занятым во вредных и(или) опасных условиях труда.
2. В области охраны труда
2.1Добиваться от органов государственной власти совершенствования трудового законодательства в отношении учета и регистрации несчастных случаев и профессиональной заболеваемости на производстве;
2.2 Добиваться ужесточения административной ответственности за сокрытие несчастного случая или профессионального заболевания;
2.3 Добиваться совершенствования трудового законодательства в части наделения работодателя обязанностью по созданию здравпунктов и организации на их базе профилактики профессиональных заболеваний;
2.4 Добиваться внедрения в организациях системы организации охраны труда на основе межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230.2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», стандарта СТО НОСТРОЙ 8.1.1-2019 «Системы управления охраной труда в строительных организациях. Порядок создания и внедрения», приказа Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438-н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»;
2.5 Осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства в области охраны труда, стандартов безопасности труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2.6 Осуществлять контроль за возмещением вреда, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, в том числе в рамках ст. 60 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;
2.7 Проводить мониторинг результатов специальной оценки условий труда для реализации пенсионного законодательства с учетом результатов специальной оценки условий труда в организациях отрасли с целью защиты прав работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
2.8 Взаимодействовать с Федеральной службой по труду и занятости, Роспотребнадзором и их региональными подразделениями, органами прокуратуры, территориальными и местными органами исполнительной власти по рассмотрению вопросов, возникающих при установлении гарантий и компенсаций по условиям труда, принятии мер по восстановлению нарушенных трудовых прав работников;
2.9 Совместно с Правительством РФ, Госдумой РФ и региональными организациями власти реализовать, утверждённую Распоряжением Правительства РФ 28.01.2013г. «Концепцию осуществления государственной политики, направленной на ликвидацию заболеваний, связанных с воздействием асбестосодержащей пыли и создание условий по контролируемому использованию хризотила»;
2.10 Осуществлять руководство деятельностью технической инспекцией труда Профсоюза, уполномоченными по охране труда Профсоюза. Проводить работу по повышению компетенции технических инспекторов труда профсоюза, уполномоченных по охране труда профсоюза;
2.11 Обеспечивать контроль за проведением работодателями специальной оценки условий труда на рабочих местах и исполнением мероприятий, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах и предупреждение производственного травматизма.
2.12 Учитывая специфику строительной отрасли и высокую потенциальную травмоопасность, добиваться увеличения размера затрат, выделяемых работодателем на мероприятия по улучшению условий и охраны труда, не менее 0,3 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
2.13 Препятствовать необоснованному сокращению предусмотренных коллективными договорами и соглашениями средств на мероприятия по охране труда и снижению профессиональных рисков, обеспечению спецодеждой, спецобувью и иными средствами индивидуальной и коллективной защиты, предоставлением льгот, гарантий и компенсаций по условиям труда;
2.14 Контролировать целевое расходование средств организаций, направляемых на охрану труда, здоровья и экологии; выполнение обязательств коллективных договоров, соглашений, предоставлением работникам льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;
2.15 Оказывать практическую помощь членам Профсоюза в защите прав на предоставление гарантий и компенсаций за условия труда, отличающиеся от нормальных, в обеспечении в полном объеме страховых выплат и иных компенсаций работникам, получившим трудовое увечье, профессиональное заболевание, а также на возмещение вреда при потере кормильца.
3. В области правозащитной работы
3.1 Осуществлять экспертизу проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, используя в этих целях представительство Профсоюза в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, затрагивающих права и интересы членов профсоюза. Участвовать в работе комиссий ФНПР по нормотворческой работе, в экспертных советах федеральных органов исполнительной власти;
3.2 Добиваться ратификации наиболее значимых для работников Конвенций МОТ и закрепления их положений в российском трудовом законодательстве;
3.3 Добиваться изменения законодательства о профессиональных союзах с целью установления действенных механизмов защиты прав и законных интересов работников;
3.4 Обеспечивать силами правовой инспекции труда Профсоюза систематический контроль по соблюдению работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе положений Отраслевого соглашения, коллективных договоров и соглашений;
3.5 Добиваться оперативности и эффективности реагирования на факты нарушения прав профсоюзов, вмешательства в деятельность профсоюзных организаций, дискредитации профсоюзных активистов со стороны работодателей и их представителей;
3.6 Активно участвовать в подготовке и в экспертизе изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе в Трудовой кодекс Российской Федерации с целью недопущения снижения уровня социально-экономической и правовой защищённости работников и их представителей в лице профсоюзных активистов;
3.7 Повысить эффективность работы правовой инспекции труда Профсоюза, структурных организаций Профсоюза, привлекая к правозащитной работе внештатных правовых инспекторов труда. Проводить систематическое обучение правовых инспекторов и профсоюзного актива, используя возможности современных технологий правового обучения;
3.8 Постоянно изучать, обобщать и анализировать практику и опыт правовой работы Профсоюза, других отраслевых профсоюзов, ФНПР - по наиболее актуальным вопросам правозащитной деятельности. Регулярно информировать профсоюзный актив.
4. В области информационного обеспечения профсоюзной деятельности
4.1 Усилить информационное взаимодействие между структурными организациями Профсоюза, ФНПР, профсоюзами, входящими в Ассоциацию профсоюзов базовых отраслей промышленности и строительства Российской Федерации, другими организациями профсоюзов, в том числе международными, а так же отраслевыми объединениями работодателей, органами исполнительной и законодательной власти для продвижение целей и задач Профсоюза на международном, национальном и региональном уровнях общественной деятельности;
4.2 Формировать общественное мнение в поддержку позиции Профсоюза в решении социально значимых вопросов общественно-политической жизни общества, используя в своей работе все имеющиеся ресурсы;
4.3 Широко освещать в средствах массовой информации деятельность и достижения Профсоюза в сфере защиты социально-трудовых прав членов Профсоюза, максимально используя возможности государственных, муниципальных, корпоративных и иных СМИ;
4.4 Обеспечить эффективную обратную связь на всех уровнях профсоюзной структуры для постоянного мониторинга ситуации в организациях Профсоюза. Изучать и анализировать социальные процессы в трудовых коллективах организаций и предприятий строительной отрасли и промышленности строительных материалов, с целью выявления проблем социально-трудовой сферы и поиска путей их решения;
4.5 Развивать систему общего информационного поля Профсоюза с использованием новых технологий;
4.6 Добиваться укрепления материально - технической базы профсоюзных организаций всех уровней профсоюзной структуры современными средствами обмена информацией;
4.7 Проводить подготовку, повышать квалификацию профсоюзных кадров и профактива организаций Профсоюза, ответственных за информационно-аналитическую деятельность, с использованием различного рода семинаров и других обучающих технологий.
5. В области молодежной политики
5.1 Взаимодействовать с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, объединениями работодателей в решении проблем работающей и учащейся молодежи;
5.2 Активизировать работу Молодежного Совета ЦК Профсоюза;
5.3 Содействовать созданию молодежных советов во всех региональных организациях;
5.4 Добиваться выполнения раздела «Труд молодежи» Отраслевого соглашения; включать в коллективные договоры и соглашения соответствующие разделы и предусматривать в них трудовые и социальные гарантии для молодых работников и учащейся молодежи;
5.5 Способствовать формированию сильной молодежной составляющей с целью укрепления профсоюзного движения;
5.6 Эффективно использоватьпотенциал молодежи и молодежных советов путем привлечения их к участию в переговорах с работодателями, формированию предложений по специфическим молодежным проблемам в сфере трудовых отношений;
5.7 Проводить целенаправленную работу по подготовке из числа молодежи профсоюзного актива и кадрового резерва на руководящие профсоюзные должности.
6. В области международной работы
6.1Поддерживатьвзятый на Всемирном Конгрессе Интернационала Строителей и Деревообработчиков курс на мобилизацию коллективного опыта и боевого духа, что позволит профсоюзному движению стать действительно «глобальной силой», готовой к сопротивлению, развитию и движению вперед на различных аренах профсоюзного движения.
6.2 Развивать взаимодействие и сотрудничество с международными объединениями братских профсоюзов: Международной конфедерацией профсоюзов работников строительства и промышленности строительных материалов (МКП «Строитель») и Интернационалом Строителей и Деревообработчиков (BWI), его Европейским Региональным Комитетом.
6.3 Использовать возможности международных связей для получения информации по запросу региональных и первичных организаций, организации совместных мероприятий, учебы профсоюзных кадров, координации участия профсоюза в международных форумах, кампаниях солидарности и проектах по развитию, формированию международных профсоюзных сетей (в том числе – по цементной промышленности, женской и молодежной сетей).
6.4 Совместно со своими партнерами в рамках Европейского Регионального Комитета BWI продолжить работу по защите прав профсоюзов, усилению профсоюзного движения, стимулированию устойчивой занятости в секторах строительства и промышленности строительных материалов и оказания влияния на государственную политику касательно достойного труда, а также консолидацию ресурсов, опыта, действий и достижений всех членских организаций BWI.
6.5 Совместно с Федерацией Независимых Профсоюзов России, МКП «Строитель», Всеобщей Конфедерацией Профсоюзов, Интернационалом Строителей и Деревообработчиков (BWI) проводить работу по сохранению хризотиловой отрасли в соответствии с Резолюцией съезда «Профсоюз строителей России в борьбе за право на труд и социальную стабильность работников хризотиловой промышленности», обеспечивать участие представителей Профсоюза строителей России в заседаниях международных организаций по вопросам контролируемого использования хризотила.
7. В области совершенствования организационной, внутрисоюзной и финансовой деятельности
7.1 Проводить систематический анализ уровня работы профсоюзных организаций в сочетании с действенной системой оказания всей необходимой помощи, поддержки каждой профорганизации в повышении ее имиджа, совершенствовать факторы мотивации профсоюзного членства и развивать чувство профсоюзной солидарности и взаимопомощи;
7.2 Осуществлять мероприятия по сохранению основополагающих принципов построения Профсоюза, оптимизации и совершенствованию организационной структуры профсоюзных организаций в регионах, улучшению финансово-консолидированной системы взаимодействия территориальных, межрегиональных и первичных профсоюзных организаций;
7.3 Изучать положительный опыт работы профсоюзных организаций по защите прав и интересов членов Профсоюза, распространять и применять наиболее эффективные формы и методы профсоюзной деятельности;
7.4 Повысить требования к руководителям и выборным органам профсоюзных организаций за реализацию целей и задач Профсоюза, соблюдение уставных норм и принципов внутрипрофсоюзной дисциплины, усилить внимание к вопросам контроля и проверки исполнения принятых решений;
7.5 Способствовать подготовке профсоюзного лидера, обладающего необходимым профессионализмом и компетентностью, созданию действенного резерва кадров и его подготовки, систематическому обновлению руководящего состава территориальных, межрегиональных и первичных профсоюзных организаций, выборных органов Профсоюза, привлекать молодых квалифицированных работников к профсоюзной деятельности;
7.6 Принять меры по развитию всех видов профсоюзного образования для большего охвата обучением различных категорий профсоюзного актива, повышению качества подготовки, обучения и квалификации профсоюзных кадров и актива, внедрению прогрессивных методов обучения;
7.7 Обеспечить строгое выполнение всеми организациями Профсоюза Устава Профсоюза;
7.8 Повысить эффективность контрольно-ревизионной работы при формировании и рациональном использовании бюджета Профсоюза и его структурных подразделений, в недопущении нецелевого расходования денежных средств, принятии мер по исключению финансовых нарушений.
8. Финансовая работа подразумевает систему организационно-финансовых мер, включающая в себя:
8.1 организацию сбора, поступления средств на счета организаций профсоюза;
8.2 организацию бухгалтерского учёта, планирования, отчётности и расходования членских профсоюзных взносов и других доходов профсоюзного бюджета, предусмотренных Уставом Профсоюза и действующим законодательством РФ.
8.3Для укрепления финансовой базы деятельность Профсоюза будет направлена на:
8.3.1 совершенствование способов и методов формирования и исполнения профсоюзного бюджета;
8.3.2 повышение исполнительской дисциплины в соблюдении финансовых обязательств по перечислению членских профсоюзных взносов в размерах, установленных Уставом Профсоюза;
8.3.3 осуществление мер по своевременному и полному представлению достоверной финансовой отчётности;
8.3.4 выполнение работодателями своих обязанностей по объёмам и срокам перечисления членских профсоюзных взносов;
8.3.5 формирование бюджета профорганизаций, предусматривающих финансирование приоритетных направлений профсоюзной деятельности;
8.3.6 включение в коллективные договора (соглашения) положения о перечислении работодателями средств на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий;
8.3.7 совершенствование систем финансового контроля и повышение роли контрольно-ревизионных комиссий профсоюза и его организаций.